Место в жизни: как борьба за статус ускоряет старение самцов бабуинов

Исследование показало, что борьба с другими самцами бабуинов для достижения высокого социального статуса связана с физиологическими затратами, которые ускоряют старение.
Место в жизни: как борьба за статус ускоряет старение самцов бабуинов
Beth Archie

На скорость старения организма влияет множество факторов. Исследователи показали, что у самцов бабуинов одна из главных причин старения — борьба за социальный статус

Эпигенетические изменения в клетке организма можно использовать как своего рода «часы» для измерения старения организма. Хотя эти эпигенетические изменения обычно соответствуют возрасту, они также могут быть использованы для выявления признаков преждевременного старения. Среди таких факторов, ускоряющих накопление эпигенетических изменений, ученые выделяют стресс и диету.

Авторы недавнего исследования решили выяснить темпы старения 245 диких бабуинов из хорошо изученной популяции в Кении с помощью эпигенетических часов и других методов. Ученые обнаружили, что эпигенетические часы являются хорошим предсказателем хронологического возраста в целом. Но вопреки ожиданиям биологов, жизненные трудности в раннем возрасте не были хорошим предиктором ускоренного старения у животных.

Что такое эпигенетические часы

Эпигенетические часы — это концепция, связанная с изучением изменений в эпигенетике, которые могут отражать биологический возраст организма, а не только хронологический. Эпигенетика — это изменения в экспрессии генов, которые не изменяют саму последовательность ДНК, но могут влиять на то, как гены активируются или подавляются.

Идея эпигенетических часов основана на том, что определенные маркеры эпигенетических изменений могут отражать степень биологического старения организма. Эти маркеры могут быть использованы для оценки того, насколько организм «стареет» с точки зрения его состояния здоровья и функционирования.

Одной из ключевых фигур в эпигенетике является доктор Стивен Хорват (Steve Horvath), профессор генетики и биостатистики в Университете Калифорнии в Лос-Анджелесе (UCLA). Хорват и его коллеги разработали различные методы анализа эпигенетических маркеров, которые могут использоваться для создания так называемых «эпигенетических часов».

Эпигенетические часы могут работать, используя различные эпигенетические маркеры, такие как метилирование ДНК или модификация гистонов. Эти маркеры изучаются и анализируются с использованием биоинформатики и статистических методов для создания моделей, которые могут предсказывать биологический возраст организма на основе эпигенетических данных. Эпигенетические часы позволяют более точно оценивать степень биологического старения и связанные с ним факторы риска для заболеваний, что может иметь значимые клинические и исследовательские применения.

Вместо этого исследователи обнаружили, что у самцов самого высокого социального ранга наблюдались признаки ускоренного старения. Более высокий индекс массы тела, который связан с большей мышечной массой у бабуинов, также был связан с более быстрыми эпигенетическими изменениями. Вероятно, это происходило из-за необходимости поддержания высокого статуса в популяции.

Авторы также смогли показать, что эпигенетические часы ускорялись, когда животные поднимались по социальной лестнице, и замедлялись, когда они опускались. Интересно, что ученые заметили подобные изменения только для самцов бабуинов — в аналогичной ситуации у самок не наблюдалось ускоренного старения.

Бонус: 5 любопытных фактов о бабуинах
  • Бабуины живут в больших группах, называемых стаями, которые могут состоять из десятков или даже сотен особей. У каждой стаи есть иерархия, где самцы и самки занимают определенные позиции.
  • Во многих стаях главную роль играют самки, иерархия которых основана на возрасте и связях с другими членами стаи.
  • В различных популяциях бабуинов могут наблюдаться культурные особенности, такие как особые способы охоты, питания или игры, которые передаются из поколения в поколение.
  • Бабуины могут вести себя очень агрессивно ради защиты территории.
  • В дикой природе бабуины обычно живут от 20 до 30 лет, но подходящие условия содержания могут увеличить их продолжительность жизни.
Вам также может быть интересно:

Кстати, у нас есть канал в Telegram, где можно почитать о самых свежих и интересных новостях из мира науки и техники