Астрономы зафиксировали гамма-излучение от остатка сверхновой

Используя Космический гамма-телескоп Ферми, китайские астрономы обнаружили всплеск гамма-излучения с энергией в несколько гигаэлектронвольт от остатка сверхновой G272.2-3.2.
Астрономы зафиксировали гамма-излучение от остатка сверхновой
Xiang and Jiang, 2021.

Остатки сверхновых могут рассказать многое о звездной эволюции. Исследователи теперь смогли зафиксировать сигнал от такого объекта в гамма-диапазоне

Остатки сверхновых (SuperNova Remnant, SNR) — это диффузные, расширяющиеся структуры, возникающие в результате взрыва сверхновой. Они содержат материал, выброшенный взрывом звезды, и вещество, которое ударная волна «подхватила» по мере своего распространения. Исследования остатков сверхновых важны для астрономов, поскольку они играют ключевую роль в эволюции галактик, рассеивая тяжелые элементы, образовавшиеся при взрыве звезды. Считается, что SNR также ответственны за ускорение космических лучей.

G272.2-3.2 — это остаток сверхновой типа Ia, обнаруженный в 1994 году рентгеновским спутником ROSAT. Наблюдения этого источника показали, что он является тепловым композитным SNR из-за его теплового излучения и особенностей строения. G272.2-3.2 находится на расстоянии примерно 6500 световых лет от Земли. До сих пор от этого объекта исследователи не наблюдали никакого значительного излучения.

Однако, проанализировав данные более чем 12 лет наблюдений на гамма-телескопе Ферми, исследователи выявили сигнал от G272.2-3.2 в энергетическом диапазоне от 0,2 до 500 гигаэлектронвольт (ГэВ). Было обнаружено, что мощность излучения этого источника согласуется с мощностью гамма-лучей других похожих объектов в нашей галактике

Кроме того, пространственное положение сигнала от G272.2-3.2 хорошо совпадает с положением источника рентгеновского излучения, зафиксированного космическим аппаратом Европейского космического агентства XMM-Newton. Никакой существенной изменчивости этого источника не было обнаружено при анализе его световой кривой. Полученные результаты позволили авторам предположить, что идентифицированное гамма-излучение исходит из SNR G272.2-3.2.