В янтаре нашли вещества, активные против лекарственно устойчивых бактерий

Ученые смогли определить соединения, которые объясняют терапевтические эффекты балтийского янтаря. На их основе можно создать новые лекарства для борьбы с устойчивыми к антибиотикам инфекциями.
В янтаре нашли вещества, активные против лекарственно устойчивых бактерий
Connor McDermott

Антибактериальные и противовоспалительные свойства янтаря известны с древних времен, но ученые только теперь смогли обнаружить соединения, ответственные за эту активность

На протяжении веков жители Прибалтики использовали янтарь в лечебных целях. Даже сегодня младенцам дают янтарные ожерелья — дети жуют их, чтобы облегчить боль от прорезывания зубов. Люди кладут измельченный янтарь в препараты и мази, так как он обладает противовоспалительными и даже антисептическими свойствами.

В новом исследовании ученые обнаружили соединения, которые ответственны за такие свойства янтаря. Работа представляет особый интерес в связи со все большей распространенностью лекарственной устойчивости у различных бактерий. По данным Центров по контролю и профилактике заболеваний США, ежегодно из-за резистентных к антибиотикам бактерий погибает 35 000 человек.

В своем исследовании ученые проанализировали коммерчески доступные и собранные в регионе Балтийского моря образцы янтаря. На первом этапе исследователи измельчили камень в однородный порошок, после чего проанализировали его при помощи комбинации методов газовой хроматографии и масс-спектрометрии.

По полученным спектрам ученые идентифицировали десятки соединений. Наиболее интересными оказались абиетиновая кислота, дегидроабиетиновая кислота и палустровая кислота — органические соединения с 20 атомами углерода в цепи, обладающие биологической активностью. Поскольку эти соединения трудно отделить друг от друга, исследователи купили чистые образцы и отправили их в компанию для проверки активности соединений против девяти видов бактерий, некоторые из которых устойчивы к антибиотикам.

В результате исследователи выяснили, что эти соединения активны против грамположительных бактерий, таких как некоторые штаммы золотистого стафилококка. Ученые надеются использовать полученную информацию для создания новых препаратов с антибактериальной активностью.