Необычное открытие: оказывается, Земля получила стабильную кислородную атмосферу позже, чем считалось

Стабильный рост содержания кислорода в атмосфере Земли позволил многим формам жизни на планете эволюционировать. Теперь оказалось, что этот процесс начался на 100 миллионов лет позже, чем считали исследователи.

Концентрация кислорода в атмосфере нашей планеты повышалась скачками. Оказалось, что самый первый и самый масштабный из них произошел на 100 миллионов лет позже, чем считалось

Впервые заметное повышение количества кислорода в атмосфере Земли началось около 2,43 миллиарда лет назад — этот поворотный период в истории Земли получил название кислородной катастрофы. Несмотря на то, что в результате этого события в атмосферу Земли попало гигантское количество O2, уровень этого газа все еще был намного ниже, чем сегодня. Но это событие резко изменило химический состав поверхности планеты и подготовило почву для последующего развития жизни.

Кислородная катастрофа — это гипотетическое событие, предполагаемое некоторыми учеными, которое, согласно их теориям, могло произойти около 2,4 миллиардов лет назад, в период протерозойской эры. Суть этой гипотезы заключается в том, что на Земле внезапно значительно повысился уровень кислорода в атмосфере, что привело к массовому вымиранию анаэробных организмов, которые не могли переносить высокие концентрации кислорода. Это событие, если оно произошло, считается одним из ключевых моментов в истории эволюции жизни на Земле, которое создало условия для развития аэробных организмов и в конечном итоге привело к формированию современной биосферы. Однако многие детали этого события остаются предметом дискуссий и дебатов среди ученых, и точные механизмы и последствия кислородной катастрофы до сих пор не до конца изучены.

Анализируя породы из Южной Африки, которые образовались в океане во время кислородной катастрофы, исследователи обнаружили, что ранняя оксигенация атмосферы была недолговечной, и после этого события уровни кислорода в атмосфере Земли были нестабильны. Недавняя работа показала, что на самом деле насыщение атмосферы кислородом, после которого его концентрация была стабильно высокой, произошло на 100 миллионов лет позже, чем считалось ранее.

Новые результаты также предполагают прямую связь между колебаниями концентрации кислорода в атмосфере и концентрации парниковых газов. Новые данные показывают, что стабилизация уровня кислорода на самом деле произошла после последнего крупного ледникового периода, а не до него. Ранее это было главной загадкой, мешающей ученым понять связь количеством O2 в атмосфере ранней Земли и климатической нестабильностью.

Исследовательская группа дала периоду с 2,43 по 2,33 миллиарда лет назад название Великого эпизода окисления. Он положил начало 1,5-миллиардному периоду последующей климатической и экологической стабильности. После этого случился второй эпизод роста концентрации кислорода и нестабильности климата в конце докембрийского периода, когда установилась нынешняя концентрация O2 в атмосфере.

Бонус: 5 любопытных фактов об атмосфере Земли
  • Атмосфера состоит преимущественно из азота (около 78%) и кислорода (примерно 21%), а также содержит небольшие количества других газов, таких как аргон, углекислый газ и водяной пар.
  • В общей массе Земли атмосфера составляет лишь небольшую долю — примерно 0,0001% от массы планеты.
  • Атмосфера разделена на несколько слоев: тропосферу (где происходит погода), стратосферу (где находится озоновый слой), мезосферу и термосферу.
  • Атмосфера играет ключевую роль в формировании климата на Земле, контролируя распределение тепла и влаги по поверхности планеты.
  • Парниковые газы, такие как углекислый газ и метан, способствуют удержанию тепла в атмосфере и создают парниковый эффект, влияющий на изменение климата.
Вам также может быть интересно:

Читайте главные новости дня на ленте «TechInsider» в Telegram