Ученые выяснили, что вулканы не изменили климат Земли в конце мелового периода

Исследователи проанализировали объем углекислого газа, выброшенного вулканами в атмосферу в конце мелового периода. Оказалось, что эти выбросы не могут объяснить мел-палеогеновое вымирание.
Loÿc Vanderkluysen, Drexel University

Какую роль вулканизм сыграл в мел-палеогеновом вымирании? В новой работе ученые пришли к выводу, что выбросы углекислого газа вулканами не могли стать причиной такого события

Недавние исследования показали, что за несколько сотен тысяч лет до конца мел-палеогенового вымирания началось глобальное потепление. Некоторые ученые связывают это потепление с извержением Деканских траппов — магматической провинции, которая сегодня располагается на территории центральной Индии. Однако в научной среде до сих пор ведутся споры о том, могли ли эти вулканы высвободить в атмосферу достаточно CO2, чтобы стать причиной потепления.

Главной проблемой в этой дискуссии было отсутствие данных об объемах углекислого газа, выбрасываемых Деканскими траппами в то время. В новом исследовании ученые использовали лазеры и ионные пучки, чтобы измерить количество CO2 внутри крошечных капелек замерзшей магмы, образовавшихся в конце мелового периода внутри Деканских траппов.

Авторы также измерили содержание бария и ниобия в образцах, что может служить дополнительным индикатором количества углекислого газа, попавшего в атмосферу при извержении этих вулканов. На завершающем этапе работы ученые создали компьютерную модель для наиболее полного описания палеоклимата в этот период. Исследователи хотели проверить влияние выбросов CO2 из Деканских траппов на температуру земной поверхности.

Результаты работы показывают, что выделение газов из этих траппов может объяснить повышение среднемировой температуры примерно на 3°C в течение первых этапов повышения вулканической активности. Однако этого недостаточно, чтобы стать причиной массового вымирания видов по всей планете. Таким образом, новые открытия опровергают теорию о том, что вулканический углекислый газ был главной причиной последнего массового вымирания.