Грустная реальность: выяснилось, что деменция и болезнь Альцгеймера чаще развиваются у одиноких людей

Ученые из Медицинской школы Бостонского университета провели исследование, которое показало, что одиночество в среднем возрасте (45 — 64 года) повышает вероятность развития деменции и болезни Альцгеймера (БА). Интересно, что люди, которые перестают быть одинокими после длительной социальной изоляции реже страдают деменцией, по сравнению с теми, кто никогда не чувствовал себя одиноким.

Порой одиночество может быть полезно для человека. Однако не стоит полностью изолировать себя от социума

Одиночество не имеет статуса клинического заболевания, но оно связано с целым рядом негативных последствий для здоровья, включая нарушения сна, депрессивные симптомы, когнитивные нарушения и инсульт. Увы, но мы все можем ощущать себя покинутыми в определенный момент жизни. Тем не менее, ученые говорят, что более продолжительные периоды одиночества могут сильно влиять на человека.

Пытаясь понять, как длительное одиночество влияет на наши когнитивные способности, исследователи изучили данные медицинского банка. Ученые анализировали связь между постоянным одиночеством и будущим развитием деменции и БА.

Что такое болезнь Альцгеймера

Болезнь Альцгеймера была открыта немецким психиатром и неврологом Алоисом Альцгеймером в 1906 году. Он описал случай женщины, у которой возникли патологические изменения в мозге, приводящие к потере памяти и когнитивным расстройствам.

Заболевание характеризуется образованием амилоидных бляшек и невритных клубков в мозге, что приводит к гибели нейронов и нарушению связей между ними.

Начальные симптомы болезни обычно включают потерю короткосрочной памяти, затруднения с ориентацией в пространстве и времени, а также изменения в речи и мышлении. По мере прогрессирования заболевания симптомы становятся все более выраженными, включая затруднения с самообслуживанием и потерю способности к самостоятельной жизни.

Принимая во внимание влияние возраста, пола, образования, социальных связей, физического здоровья и генетического риска, ученые пришли к выводу, что постоянное одиночество связано с более высоким риском развития когнитивных нарушений. А вот периоды одиночества, которые то возникают, то проходят, были связаны с более низким риском развития деменции и БА после 18 лет по сравнению с полным отсутствием одиночества.

«В то время как постоянное одиночество представляет угрозу здоровью мозга, психологическая устойчивость [которая развивается после неблагоприятного жизненного опыта] может объяснить, почему "преходящее" одиночество может "защищать" от деменции», — объясняет автор работы Венди Цю.

По мнению исследователей, эти результаты должны повлиять на будущие работы, изучающие факторы, которые делают людей более приспособленными к неблагоприятным жизненным ситуациям.

Какие еще факторы влияют на риск развития болезни Альцгеймера и деменции
  • Наследственность играет важную роль в развитии деменции и болезни Альцгеймера. Некоторые гены, например, APOE ε4, могут увеличивать риск заболевания.
  • Высокое кровяное давление, диабет, гиперхолестеринемия и курение, связаны с повышенным риском развития деменции и болезни Альцгеймера.
  • Нерегулярное употребление алкоголя, недостаточное физическое упражнение, плохое питание и ожирение.
  • Недостаточная интеллектуальная деятельность и социальная изоляция могут повышать риск развития деменции.
  • Повреждения головного мозга, особенно повторные травмы, могут быть связаны с повышенным риском деменции и болезни Альцгеймера.
Вам также может быть интересно: