Зеленый край: когда-то в Арктике росли трава и кустарники — и вскоре она может вернуться в это состояние

Исследователи проанализировали ДНК растений, извлеченные из озерных отложений в Арктике и обнаружили свидетельства того, что ареал некоторых кустарников за 100 000 лет сместился на 400 километров к югу.
Zach Montes Orijin Media

Анализ ДНК древних растений показал, что раньше они росли на более северных территориях. Однако, из-за изменения климата их ареал вскоре может опять сместиться и Арктика начнет зеленеть

Карликовая береза — один из ключевых видов кустарников арктической тундры. Но этот вид сегодня не растет севернее острова Баффинова земля в канадской Арктике. Тем не менее, исследователи обнаружили ДНК этого растения в древних озерных отложениях, показывая, что раньше оно росло гораздо севернее. Это значит, что относительно недавно арктический регион был похож на сегодняшнюю тундру и полон зелени.

Авторы исследования извлекли из озерных отложений в Арктике самую древнюю в регионе ДНК растения возрастом в 100 000 лет. Ученым пришлось приложить немало усилий, чтобы доставить генетический материал в лабораторию в целости и сохранности, пока он не деградировал. Идентификация древних растений ранее проводилась на основе окаменелой пыльцы, которая хорошо сохраняется в отложениях. Но пыльца показывает только общую картину, так как она легко разносится ветром.

Особая методика ученых позволила им извлечь ДНК растений непосредственно из озерных отложений, секвенировать ее и определить, какие виды растений произрастали в регионе более 100 000 лет назад. Вместо региональной картины анализ осадочной ДНК дает исследователям локальный снимок видов растений, обитавших в определенный момент времени в определенном месте.

Исследователи показали, что ареал произрастания карликовой березы за это время сместился примерно на 400 километров на юг. Исходя из данных о том, что арктический регион начинает нагреваться все быстрее, ученые предполагают, что это растение может вскоре вновь занять пространства, которые оно потеряло сотню тысяч лет назад.

Статья об открытии опубликована в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.