Землеподобная экзопланета восстановила атмосферу благодаря вулканам

Астрономы обнаружили, что экзопланета GJ 1132 b ранее потеряла свою первичную атмосферу, но смогла обрести новую благодаря вулканической активности.
Землеподобная экзопланета восстановила атмосферу благодаря вулканам
IPAC/Caltech

Эта планета потеряла атмосферу, когда ее родительская звезда превратилась в красного карлика. Но затем небесное тело приобрело новую оболочку благодаря вулканическим газам и запасенному в породах водороду

GJ 1132 b вращается вокруг красного карлика на расстоянии в 41 световой год от Земли. Во многом это небесное тело похоже на нашу планету — оно имеет похожую массу и размер, а также окружено атмосферой. Но между GJ 1132 b и Землей есть и существенные отличия. Одно из них заключается в том, что атмосфера планеты состоит из смеси водорода, метана и циановодорода (HCN).

При помощи космического телескопа NASA «Хаббл» ученые обнаружили доказательства того, что газовая оболочка GJ 1132 b не всегда имела такой состав. Согласно ученым, первоначальную атмосферу «сдуло» потоком плазмы и излучения, образовавшемся после сбрасывания внешних слоев родительской звездой. Считается, что так называемая «вторичная атмосфера» образуется, когда вулканические газы начинают просачивается на поверхность через трещины в породах.

По словам авторов исследования, это первый случай, когда астрономам удалось обнаружить вторичную атмосферу на экзопланете. Исследователи утверждают, что водород в нынешней атмосфере GJ 1132 b частично перешел из первичной газовой оболочки — он растворился в вулканических породах до исчезновения первичной атмосферы, а после этого события начал медленно высвобождаться в воздух.

Результаты исследования помогут авторам пересмотреть данные наблюдений за другими экзопланетами. Возможно, это поможет найти новые миры, в которых первичная атмосфера также была уничтожена, но на ее смену пришла новая, образованная вулканическими газами.