Над Землей впервые обнаружили огромный «плазменный ураган»

Ученые впервые обнаружили свидетельства «космического урагана». Шторм, состоящий из клубящихся облаков плазмы, бушевал в верхних слоях атмосферы Земли в течение нескольких часов, выбрасывая огромное количество электронов, как дождь, в систему, напоминающую обычный ураган.
Над Землей впервые обнаружили огромный «плазменный ураган»

Изучая старые данные со спутников, исследователи внезапно обнаружили, что в 2014 году над нашей планетой бушевала плазменная буря

Шторм произошел 20 августа 2014 г. в ионосфере над Северным полюсом. Его ширина составляла около 1000 км, а сам он состоял из нескольких спиралевидных рукавов, вращающихся против часовой стрелки. Он бушевал около восьми часов, а затем медленно рассеялся.

Механизмы и структура шторма поразительно напоминали знакомые ураганы, происходящие в нижних слоях атмосферы, но это была не вода, а вращающаяся плазма электронов. «Ножницы» сильных потоков плазмы хлестали по краям, в то время как центр, или «глаз» шторма, был намного спокойнее. Из-за внешнего сходства команда и назвала это явление «космическим ураганом».

«До сих пор не было уверенности в существовании ураганов из космической плазмы, поэтому наши доказательства представляют собой нечто невероятное», — говорит Майк Локвуд, автор исследования, описывающего это событие. «Тропические штормы связаны с огромным количеством энергии, а потому космические ураганы также должны быть вызваны необычайно интенсивной и быстрой передачей энергии солнечного ветра и заряженных частиц в верхние слои атмосферы Земли».

Хотя он и произошел более шести лет назад, данный космический ураган только недавно был обнаружен международной группой ученых, анализирующих старые спутниковые данные. Наблюдения проводились с четырех метеорологических спутников, управляемых Министерством обороны США, после чего с помощью 3D-моделирования магнитосферы ученые создали объемное изображение шторма. Другие данные со спутников и радаров также были проанализированы, чтобы подтвердить детали события.

Схема вихря плазмы
Zhang Qinghe

Интересно, что космический ураган произошел в период низкой геомагнитной активности. Это скорее всего говорит о том, что подобные штормы могут быть относительно частым явлением не только над Землей, но и на других планетах в нашей солнечной системе и за ее пределами.

«Плазма и магнитные поля в атмосфере планет существуют по всей Вселенной, поэтому результаты свидетельствуют, что космические ураганы должны быть широко распространенным явлением», — уверяет Локвуд. С учетом того, что подобные вихри влияют на работу GPS, спутников и другой техники по всему миру, изучить их следует как можно более подробно.