Японцы смогли «перепрограммировать» мозг и помочь людям преодолеть их страхи

Ученые разработали метод, который может «перенаправлять» работу мозга человека для повышения его уверенности и смелости. Этот подход может стать незаменим для лечения психологических состояний, таких как посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР), фобии и тревога.
Японцы смогли «перепрограммировать» мозг и помочь людям преодолеть их страхи

Несмотря на то, что данная методика еще нуждается в доработке, она уже сейчас показывает интересные результаты

Эта технология называется «Декодированный Neurofeedback» (DecNef). Несмотря на то, что она вовсе не нова, она все еще находится в зачаточном состоянии. Однако совсем недавно японские исследователи обнаружили, что эта методика действительно может быть эффективна в определенных ситуациях. Свои результаты ученые опубликовали в журнале The Nature и теперь они надеются, что к ним присоединится больше исследователей, которые помогут довести метод до совершенства.

Если говорить простыми словами, то DecNef — это попытка научить человека регулировать работу своего мозга. Для этого испытуемому проводят функциональную магнитно-резонансную томографию (фМРТ), во время которой человек выполняет какое-то определенное действие, вызывающее отклик в его зрительной коре (например, смотрит картинки). Ученые регистрируют эту активность и сравнивают ее с желательным паттерном (например, выявляют разницу между тем, как мозг реагирует на желтый цвет и картинку с черно-белыми полосами). После этого исследователи рассказывают человеку о результатах, о том, что происходит в мозге, и вновь проводят сканирование, при котором испытуемый должен попытаться изменить «поведение» мозга.

На основе этой методики, ученые разработали способ, который мог бы помочь человеку бороться со своими страхами. В исследовании приняли участие более 60 человек. Ученые записали их реакцию мозга на картинки, которые вызывали у людей фобию (например, изображения пауков). Однако поскольку активность мозга постоянно меняется, аналогичная реакция может встретиться в любой момент, даже когда человек не видит паука.

Ученые продолжали проводить сканирования и каждый раз, когда они сталкивались с реакцией, которая была вызвана именно страхом, они давали участникам денежное вознаграждение. В конце концов, это положительное подкрепление перестраивает мозг так, что, когда человек снова видит паука, он уже не реагирует как раньше.

«Простое действие многократного предоставления награды каждый раз, когда обнаруживается паттерн, изменяет исходную память или психическое состояние», — объясняет доктор Мицуо Кавато, один из авторов. «Важно отметить, что участники не должны быть осведомлены о самих паттернах, чтобы это сработало».

«Декодированный подход нейрофидбэка может иметь большие преимущества в лечении по сравнению с традиционными методами», — сказал ведущий автор исследования доктор Аурелио Кортезе. «Пациенты могли бы избежать стресса, связанного с терапией, или побочных эффектов, возникающих в результате применения лекарств».