Фобос и Деймос когда-то могли быть одним и тем же небесным телом

Швейцарские учёные выяснили, что некоторые особенности орбит и необычное расположение Деймоса и Фобоса можно объяснить тем, что они представляют собой осколки более крупного спутника Марса.
Фобос и Деймос когда-то могли быть одним и тем же небесным телом

Спутник Марса мог разрушиться на Фобос и Деймос около трёх миллиардов лет назад

Как сообщает ТАСС, принято считать, что Фобос и Деймос – это астероиды, которые захватило притяжение планеты. Однако этой теории противоречит тот факт, что оба спутника находятся на идеально круглой экваториальной орбите, а их вращение при этом не синхронизировано. Эти аномалии можно объяснить за счёт того, что Фобос и Деймос были частью одного и того же объекта, который в прошлом находился на орбите Марса, считают исследователи.

Диаметры Фобоса и Деймоса составляют, соответственно, 11 и 6 километров, то есть​ по размерам и массе они сопоставимы с крупными астероидами. Астрономы прогнозируют, что в относительно ближайшем будущем Марс может лишиться обоих. К примеру, Фобос в ближайшие 20-40 миллионов лет может разрушиться под действием притяжения Марса, в результате чего на орбите сформируется газопылевое кольцо, а на месте Фобоса появится новый спутник.

Деймос, в свою очередь, постоянно удаляется от Марса. Теперь швейцарские учёные из Высшей политехнической школы в Цюрихе в ходе изучения аномалий спутников выяснили, что эти и многие другие необычные черты Фобоса и Деймоса можно объяснить тем, что в прошлом они были частью более крупной луны Марса. Дело в том, что Фобос и Деймос находятся по разные стороны так называемого радиуса синхронной орбиты.

Так астрономы называют воображаемую линию в окрестностях Марса и других планет Солнечной системы, внутри которой гипотетический спутник будет двигаться по орбите с той же скоростью, с которой планета вращается вокруг своей оси, а за ней – отставать. Пытаясь понять, как Деймос оказался за пределами радиуса синхронной орбиты Марса, ученые смоделировали, как Марса взаимодействовал со своими спутниками за последние несколько миллиардов лет.

Модель показала, что примерно 2,5-3 миллиарда лет назад положение орбит Фобоса и Деймоса практически идеально совпадало друг с другом. Затем из-за гравитационных взаимодействий с Марсом Деймос удалился от Марса и пересек радиус синхронной орбиты, а Фобос максимально сблизился с планетой. Подобный характер перемещений спутников Марса, а также вытянутый характер их первоначальных орбит говорит о том, что Фобос и Деймос были фрагментами более крупного небесного тела.

Оно распалось на части не позже, чем 3 миллиарда лет назад. Разный угол наклона орбит Фобоса и Деймоса показывает, что причиной этого было столкновение этого объекта с каким-то другим небесным телом. В ближайшие годы можно будет проверить эту теорию: на изучение спутников Марса отправится японский зонд MMX. С помощью его инструментов планетологи надеются найти на Фобосе и Деймосе следы древней катастрофы.