Собачий нос вдохновил ученых разработать приложение для определения рака простаты

Ученые уже давно используют обонятельные способности собак в выявлении болезней. Недавние исследования показали, что нюх собак может обнаруживать даже коронавурус! Вдохновленные этими результатами, британские и американские ученые решили создать нейронную сеть, которая могла бы учиться на этой обонятельной способности обнаружению рака простаты.

Лучший друг человека вновь подтвердил свое звание, на этот раз псы не только помогали в исследовании, но и вдохновляли ученых

На сегодняшний день для определения маркера рака предстательной железы используется скрининговый тест на простатспецифический антиген (ПСА). Однако он не всегда является точным, зачастую он может пропустить агрессивный рак. Ученые давно изучают альтернативные варианты тестов, в том числе они рассматривают возможность введения в работу собак, так как было доказано, что эти животные способны обнаруживать рак предстательной железы по образцам мочи с высокой степенью точности. Единственная проблема такого метода заключается в том, что собаки непрактичны для скрининга в крупных масштабах.

В рамках нового исследования ученые решили объединить возможности собачьего обоняния с другими многообещающими методами обнаружения. Эксперты обучили двух собак обнаруживать агрессивный рак предстательной железы по образцам мочи, животные могли идентифицировать положительные случаи с точностью до 71% и правильно определять отрицательные случаи в 70 – 76% случаев. Авторы отмечают, что собаки различают мочу больных и здоровых пациентов через летучие органические соединения (ЛОС) в ней. Поэтому теперь ученым было необходимо определить эти соединения, чтобы создать новый химический анализ.

Для этого ученые применили газовую хроматографию и масс-спектроскопический анализ ЛОС и провели анализ микробов, обнаруженных в моче. Оба метода выявили ключевые различия между положительными и отрицательными образцами рака. После этого все данные были занесены в специальную программу для обучения нейронной сети. Авторы работы включили информацию, полученную не только от собак, но и от предыдущих исследований.

Теперь ученые надеются, что смогут создать специально приложение, которое бы работало на каждом смартфоне и позволило людям быстро и эффективно проводить диагностику.