Неведомый мир: как в шельфовых ледниках Антарктики обнаружили десятки неизвестных науке существ

Если бы вы были морским животным, которое просто сидит на месте и ждет, пока мимо проплывет еда, то безлюдные уголки планеты явно были бы не для вас. Тем не менее, именно такие твари в 2021 году были найдены глубоко под шельфовым ледником Антарктики – где, как считается, жизнь весьма скудна.
East News

Ученые никак не могут понять, как эти странные создания умудрялись выживать в такой суровой среде — и стоит ли их поднимать на поверхность

Открытие было сделано случайно, когда геологи из Британской антарктической службы пробурили скважину через шельфовый ледник Фильхнера-Ронне для сбора образцов отложений. После того, как они прошли через шельф, толщина которого составляет около 900 метров, видеокамера со световым оборудованием обнаружила на морском дне странный валун. Хотя окружающая среда была черной как смоль, имела температуру воды -2,2 по Цельсию и находилась в 260 км от открытого океана, этот валун был покрыт неподвижными животными-фильтраторами.

Существа внешне были похожи на губок, хотя исследователи не исключают, что это могут быть и вовсе неизвестные науке виды. И хотя прошлые экспедиции уже встречали в таких средах мелких мобильных животных, таких как криль, рыба, черви и медузы, у всех них было одно важное свойство: эти существа в поисках пищи могут перемещаться с места на место.

Напротив, губчатые животные, кажется, постоянно остаются на валуне, питаясь любыми частицами или крошечными организмами, проплывающими мимо в потоке жидкости. Важно отметить, что по оценкам ученых, судя по течению воды в регионе, скала расположена на расстоянии до 1500 км вверх по течению от ближайшего источника фотосинтеза. А значит, возникает вопрос – как же условные «губки» ухитряются не умирать с голода?

Возможно, эти существа могут питаться питательными веществами из тающих ледников или химическими веществами из просачивающегося метана, но потребуются дальнейшие исследования, чтобы определить, действительно ли это так. А учитывая, насколько сложно будет получить реальные биологические образцы, загадка может остаться неразгаданной еще какое-то время.

«Наше открытие поднимает гораздо больше вопросов, чем дает ответов», — говорит ведущий ученый доктор Хью Гриффитс. «Как они туда попали? Что они едят? Как долго они там были? Насколько распространены подобные валуны, покрытые жизнью? Это те же виды, что мы видим за пределами шельфового ледника, или какие-то еще неизвестные? И что произойдет с ними, если шельфовый ледник однажды обрушится?».