Древние фекалии неандертальцев пролили свет на микробы, обитающие в нашем теле

У людей есть симбиотические отношения с триллионами микробов, живущих в нашем кишечнике, и теперь исследователи обнаружили, что эти отношения охватывают сотни тысяч лет. Ученые изучили фекалии неандертальцев, которым 50 000 лет, и обнаружили следы кишечных микробов, все еще присутствующих у современных людей, что позволяет предположить, что симбиоз возник еще до нашего последнего общего предка.
Древние фекалии неандертальцев пролили свет на микробы, обитающие в нашем теле

Изучив отходы жизнедеятельности вымерших предков человека, ученые с удивлением узнали, что симбиоз с некоторыми бактериями организма человека существовал уже сотни тысяч лет назад

Внутри всех нас находится сложное сообщество бактерий, вирусов, архей и грибов, и по мере того, как ученые продолжают распутывать эту сеть, мы обнаруживаем, что ее охват простирается намного дальше, чем мы думали. Микробиомы кишечника могут влиять на уровень сахара в крови, метаболизм, способность похудеть или хорошо спать, а также на шансы развития таких заболеваний, как диабет, рак, рассеянный склероз, болезни сердца, шизофрения, болезнь Альцгеймера, Паркинсона и даже на депрессию.

Поскольку наше общее состояние здоровья так неразрывно связано с этими микроорганизмами, мы должны заботиться и об их здоровье. Вызывает беспокойство тот факт, что разнообразие сокращается благодаря современному образу жизни, изобилующего обработанными пищевыми продуктами и чрезмерным использованием антибиотиков.

Для нового исследования ученые из Болонского университета поставили перед собой задачу определить наших «старых друзей» — виды, которые были с нами дольше всего и поэтому, скорее всего, связаны с эволюционными преимуществами. Это может помочь расставить приоритеты по защите и лечению наших микробиомов.

Для этого исследователи собрали образцы древних фекалий, утрамбованных в почве пещеры в Испании, где, как известно, неандертальцы жили тысячи лет. Затем они смогли проанализировать ДНК микробов, содержащихся внутри, и заглянуть в микробиомы кишечника уже вымерших родственников человека.

Интересно, что команда обнаружила следы многих бактерий, обитающих в кишечнике человека, включая Blautia, Dorea, Roseburia, Ruminococcus, Faecalibacterium и Bifidobacterium. Оказывается, эти «старые друзья» должны быть исключительно древними, поскольку они жили с нашими предками задолго до того, как Homo sapiens возник как вид.

«Благодаря анализу древней ДНК мы смогли выделить ядро ​​микроорганизмов, общих с современным Homo sapiens», — рассказала Сильвия Туррони, ведущий автор исследования. «Это открытие позволяет нам утверждать, что определенные микробы населяли кишечник нашего вида до разделения между Homo sapiens и неандертальцами, которое произошло около 700 000 лет назад».

Исследователи говорят, что, обнаружив этих старых друзей, мы можем начать защищать их и, соответственно, самих себя.

«Эти результаты позволяют нам понять, какие компоненты микробиоты кишечника человека важны для нашего здоровья, поскольку они являются неотъемлемыми элементами нашей биологии также с эволюционной точки зрения, — пояснил Марко Кандела, еще один автор исследования. "Наша работа поможет разработать новые решения с учетом диеты и образа жизни, чтобы эффективнее противодействовать вырождению разнообразия микробиомов организма".