Орангутаны, живущие в неволе, создали новые способы коммуникации друг с другом

Ученые обнаружили, что содержащиеся в неволе орангутаны освоили новые способы общения с помощью языка жестов. Это указывает на то, что творческий подход к жестам – наследственная черта человекообразных обезьян, потенциально представляющая важный шаг в эволюции к языку.
Орангутаны, живущие в неволе, создали новые способы коммуникации друг с другом
Carrie_P / Pixabay

Как выяснили исследователи, «заключение» помогает обезьянам учиться говорить по-новому

Создание новых коммуникативных актов – важный элемент человеческого языка. Однако подобное редко встречается у животных. В новом исследовании, ожидающем рецензирования, ученые решили выяснить, способны ли приматы к продуктивности в лингвистике. Они сравнили общение орангутанов в зоопарке с общением их собратьев, живущих в дикой природе.

Несмотря на то, что жизнь в зоопарке – не естественный выбор животных, в неволе они обладают рядом преимуществ. Орангутаны в зоопарках не чувствуют угрозы со стороны хищников и браконьеров, а также имеют постоянный доступ к пище. Изменение условия обитания, по мнению исследователей, также может изменить и способы коммуникации.

Ученые рассмотрели более 8 тысяч примеров неголосового общения приматов, собранных от 30 животных из пяти зоопарков, а также от 41 дикого орангутана из лесов Борнео и Суматры. Сравнивая их, команда смогла выделить поведение, которое было характерно исключительно для содержащихся в неволе и диких животных.

Ученые обнаружили, что орангутаны в зоопарках намного чаще (на 20 процентов) используют жесты и мимику, чем дикие животные. У них также есть несколько уникальных жестов, такие как поднятие руки и неоднократное плевание водой в лицо другому животному.

«Таким образом, мы приходим к выводу, что орангутаны, когда они ведут более социализированный и замкнутый образ жизни, обладают поведенческой пластичностью, чтобы изобрести новые коммуникативные модели поведения, которые в высшей степени функционально специфичны. Эта производительная способность человекообразных обезьян является главной предпосылкой для эволюции языка и, по-видимому, является наследственной от линии гоминидов», – пишут авторы.