Найдены гены, определяющие форму лица

Исследователи обнаружили 32 участка генов, которые влияют на форму носа, губ, челюсти и бровей. Девять из этих участков были совершенно новыми, а остальные найдены в предыдущих работах.
Найдены гены, определяющие форму лица

Нос, губы, овал лица, надбровные дуги и прочие черты лица у каждого человека свои. Но как они сформировались и от кого современный человек их унаследовал?

Только в последние два десятилетия у ученых появилась возможность анализировать сложные генетические данные сразу тысяч людей. С появлением технологии полногеномного секвенирования исследователи получили возможность собирать большое количество информации о ДНК людей и животных и находить различные корреляции между структурой генов и признаками, которые они кодируют.

В новом исследовании биологи сравнивали различия в геномах людей и в форме их лица. Лицо ученые количественно оценивали с помощью 59 показателей, измеряя расстояния между определенными точками на лице, углы между прямыми, составленными из этих точек и отношения длин проведенных линий. Для замеров исследователи делали фотографии участников в профиль.

Биологи нашли 32 участка генов, кодирующих форму тех или иных участков лица. В результате авторы обнаружили, что ген TBX15, связанный с формой губ, скорее всего, достался современным людям от денисовцев. Эти древние люди, жившие на территории нынешней Центральной Азии, согласно исследованиям, скрещивались с современными людьми. Из-за этого часть унаследованных от них участков ДНК до сих пор можно найти в геноме коренных жителей тихоокеанских островов и Северной Америки.

Авторы предполагают, что ген TBX15 у денисовцев помогал им эффективно распределить жир в организме, чтобы выживать в холодном климате Центральной Азии. Результаты этого исследования могут помочь понять, как в процессе эволюции у людей менялись черты лица. Также ученые предполагают, что их открытие можно использовать для лечения различных нарушений, приводящих к искажению нормальной формы лица.