Тайна древних египтян раскрыта: зачем для мумий делали грязевые коконы

В феврале 2021 года археологи, изучающие древнеегипетскую мумию, обнаружили, что она покрыта «грязевым панцирем». Это крайне редкая находка, так как подобный «кокон» ранее не был задокументирован в египетских археологических записях.
Тайна древних египтян раскрыта: зачем для мумий делали грязевые коконы
Courtesy Chau Chak Wing Museum and Macquarie Medical Imaging; CC BY 4.0

Мумии членов королевской семьи покрывали оболочкой из смолы. Смола была дорогой и крайне редкой, поэтому некоторым, вероятно, приходилось искать альтернативу. Эта альтернатива – грязь

Мумии позднего Нового царства до 21-й династии Египта (1294-945 гг. до. н. э.), которые ранее находили археологи, иногда содержали оболочку из твердой смолы. Однако, согласно последнему исследованию, опубликованному в журнале PLOS ONE, ученые впервые обнаружили мумию, «обернутую» в грязь.

Еще в 1999 году компьютерная томография обнаружила внутри этой саркофага что-то странное. Более позднее сканирование и анализ показали, что мумия обернута в странный «панцирь».

Надпись на саркофаге указывает, что эта мумия – титулованная женщина по имени Меруа. Ее тело (левое колено и голень) были повреждены при «неизвестных обстоятельствах» уже после погребения. Исследование предполагает, что останки когда-то принадлежали женщине в возрасте от 26 до 35 лет, но остальная часть ее биографии остается загадкой.

Одна из теорий, лежащих в основе «грязевой мумии», заключается в том, что это пример «подражания элитам» – дешевая альтернатива дорогостоящим смоляным оболочкам, которыми «окутывали» членов королевской семьи.

«Грязевая мумия»
Sowada et al, PLOS ONE; CC BY 4.0

По словам исследователей, панцирь из грязи – «новое дополнение к нашему пониманию древнеегипетской мумификации». Ученые считают, что подобные панцири могли быть и у других мумий, не принадлежащих к королевской семье. Возможно, некоторые захоронения, проанализированные с помощью компьютерной томографии, были неправильно идентифицированы.