У голых землекопов нашли уникальные акценты — совсем как у людей

Мы часто пишем о том, как ученые находят у голых землекопов одну фантастическую способность за другой. Пришло время нового открытия: оказалось, что, в зависимости от места рождения, у грызунов вырабатывается уникальный акцент.
У голых землекопов нашли уникальные акценты — совсем как у людей

Ученые выяснили, что для улучшения социальных навыков землекопы формируют «акцент», уникальный для жителей конкретной колонии

«Это удивительная особенность для грызунов, которая резко контрастирует с большинством вокальных талантов млекопитающих. Как правило, они являются врожденными, неизменными и наследуются генетически», — написала исследователь Рошель Буффенштейн для журнала Science.

В мире существует не так много животных, способных издавать сложные звуки и формировать различные «диалекты» — это китообразные, летучие мыши, певчие птицы и, конечно же, приматы. Впрочем, в случае голых землекопов ситуация приобретает несколько иной характер, учитывая их странную социальную структуру, похожую на улей насекомых. Их акцент зависит в первую очередь от королевы родной колонии.

Голые землекопы – невероятно социализированные существа. Они живут в колониях численностью до 300 особей, состоящих из нескольких поколений. Большинство из них — бесплодные рабочие и солдаты, и все они находятся под контролем одной племенной королевы. «Управлять крупной колонией — это довольно грандиозная задача для королевы, если ей служат 300 подданных», — заключает нейробиолог Элисон Баркер из Центра молекулярной медицины Макса-Дельбрюка (MDC) в Берлине. «Поэтому я думаю, что общий диалект действительно помогает в более эффективным управлении».

Эти грызуны крайне болтливы, они постоянно и громко бормочут, издавая по крайней мере 17 различных вариантов писков, щебетаний и хрюканья. Самый частый звук — это тихое чириканье, которое они используют в качестве приветствия. Баркер и его коллеги проанализировали более 36 000 звуковых сигналов от 166 животных из семи колоний, расположенных в Германии и Южной Африке. Затем команда обучила алгоритм изучать образцы этих звуков, что позволило достоверно идентифицировать особей каждой отдельной колонии только по характерным пискам.

Воспроизводя звуковые сигналы отдельным слепышам, исследователи наблюдали гораздо более высокую скорость реакции на «звонки» из своей собственной колонии, чем из других. При этом исследователи не обнаружили никаких отличительных черт в призывах, указывающих на статус, возраст или пол голого землекопа. Однако высота звука, похоже, зависела от размера тела.

Это первый пример передачи социальной информации через звук у грызунов. Исследователи поставили себе задачу разобраться в том, что именно позволило голым землекопам овладеть такими уникальными навыками – учитывая, что мозг землекопа очень похож на мозг мышей и крыс, изученных очень хорошо. Быть может. Если эту загадку удастся разгадать, человек сможет намного лучше понимать поведение и других видов, делающих ставку на социализацию?