Тяжелые условия: скелеты средневековых рабочих показали, насколько травмоопасной и жуткой была жизнь в те времена

Вот как выглядит социальное неравенство: ученые из Кембриджского университета провели раскопки в трех разных исторических местах в Великобритании и обнаружили, что средневековые рабочие гораздо чаще имели переломы костей в сравнении с зажиточными людьми. Исследователи считают, что эти переломы – производственные травмы или насилие.
NICK SAFFELL/UNIVERSITY OF CAMBRIDGE/PA WIRE

Около 44 процентов средневековых рабочих имели различные переломы

В исследовании, опубликованном в American Journal of Physical Anthropology, археологи провели раскопки в трех разных местах Кембриджа: на кладбище местной церкви для обычных рабочих, на кладбище при больнице святого Иоанна Богослова, где хоронили бедных и неизлечимо больных, и в окрестностях монастыря августинцев, где хоронили зажиточных жителей города и духовенство. Все обнаруженные останки датируются 10-14 веками.

Всего исследователи обнаружили 314 скелетов. Рентгеновский анализ показал, что у 44 процентов рабочих были переломы костей в сравнении с 32 процентами более зажиточных и 27 процентами бедных и неизлечимо больных.

Исследователи говорят, что трудовая жизнь в средние века начиналась в возрасте 12 лет. Погребенные на кладбище для рабочих были вовлечены в «долгие часы тяжелого ручного труда», в которые входили кузнечное дело, каменная кладка и травмоопасная работа в поле.

Захоронение средневековых рабочих
UNIVERSITY OF CAMBRIDGE

В целом на всех трех кладбищах переломы костей были обнаружены у 40 процентов мужчин и 26 процентов женщин. Ученые также подчеркивают, что травмы, связанные с насилием, были обнаружены примерно у 4 процентов скелетов.

Исследователи обнаружили останки пожилой женщины на кладбище для рабочих, у которой на протяжении всей жизни были переломы ребер, челюсти и стопы. Анализ показал, что к моменту смерти травмы уже практически зажили, что указывает на вероятное домашнее насилие, которому подвергалась умершая на протяжении всей жизни.