Массивный геном двоякодышащих рыб поможет ученым понять, как рыбы «покорили» сушу

Рыбы вышли на сушу около 430 миллионов лет назад. Сделала это одна из лопастеперых рыб, известных как Sarcopterygii. Именно эти рыбы начали приспосабливаться к жизни на суше, приобрели ноги и стали ходить по земле. Однако, согласно новому исследованию, процесс покорения суши начался задолго до выхода Sarcopterygii.
Mitch Ames / wikipedia

Недавно секвенированный геном австралийских двоякодышащих рыб – самый большой из известных геномов животных. Он в 14 раз больше, чем у человека

В исследовании, опубликованном в журнале Nature, ученые привели результаты секвенирования всего генома австралийской двоякодышащей рыбы-рогозуба (Neoceratodus forsteri). На основе генома исследователи проанализировали процессы адаптации рыбы.

Ученые использовали мощные вычислительные машины и ряд новых технологий для сбора генома рогозуба . Длина его генома составляет 43 миллиарда нуклеотидов – это в 14 раз больше, чем у человека, и это самый длинный из известных геномов на сегодняшний день.

Австралийские двоякодышащие рыбы все еще крайне похожи на окаменелости своих 100-миллионных (ныне вымерших) предков, которые вышли на сушу и в конечном итоге породили млекопитающих, птиц, рептилий и амфибий.

«Филогеномный анализ подтвердил, что двоякодышащие рыбы занимают ключевую позицию в эволюции как ближайшие живущие родственники четвероногих, что подчеркивает их важность для понимания инноваций, связанных с сушей», – пишут исследователи.

Ученые выяснили, что переходу в наземную среду обитания предшествовали кардинальные изменения ДНК двоякодышащих рыб. К ним относятся: развитие структур, напоминающих конечности, и развитие рецепторов, которые улавливают запахи, переносимые по воздуху. Это указывает на то, что двоякодышащие рыбы – важное звено между рыбами и наземными позвоночными животными.

«Недавно секвенированный геном не только может рассказать нам что-то об адаптации к жизни на суше, но также может объяснить, как определенные геномы эволюционируют и становятся такими большими», – пишут авторы.