Впервые обнаружено, что рак может передаваться от матери к ребенку во время родов

Новое исследование описывает два случая, когда дети могли заразиться раком легких в результате вдыхания раковых клеток из опухолей шейки матки матерей во время родов.
Terri Cnudde / Pixabay

Такое происходит крайне редко: раковые клетки передаются одному младенцу на примерно полмиллиона матерей, больных раком

В исследовании, опубликованном в New England Journal of Medicine, рассказывается история двух мальчиков, у которых диагностировали рак легких в возрасте 23 месяцев и 6 лет. После рождения детей медицинские работники также обнаружили, что обе матери болели раком шейки матки.

Сначала ученые посчитали это простым совпадением, но дальнейшее исследование обнаружило необычные сходства. Во-первых, опухоли как матерей, так и детей были вызваны вирусов папилломы человека (ВПЧ) 16 типа. Анализ также показал, что опухоли детей имели те же генетические мутации, что и опухоли их матерей.

В опухолях мальчиков, помимо этого, отсутствовала Y-хромосома. Поскольку у мужчин обычно одна Y-хромосома и одна X-хромосома, а у женщин – две X-хромосомы, это указывало на то, что опухоль передалась по материнской линии.

Ранние исследования показали, что рак может передаваться еще не родившимся детям через плаценту, однако ученые считают, что эти два случая – другие. Опухоли у мальчиков были обнаружены только в легких и располагались вдоль дыхательных путей. По мнению исследователей, дети вдохнули раковые клетки, которые были в околоплодных водах или крови из шейки матки, во время родов.

Подобные случаи передачи раковых клеток от матери ребенку крайне редки. Приблизительно один из 1000 живорождений происходит от матери, больной раком, и, по оценках исследователей, передача происходит только одному младенцу на 500 тысяч матерей.