Странная экзопланета поможет найти «невидимую» планету Солнечной системы

С помощью телескопа «Хаббл» астрономы зафиксировали экзопланету, которая вращается вокруг родительской звезды по очень вытянутой орбите. Небесное тело может помочь ученым найти гипотетическую девятую планету Солнечной системы.
Странная экзопланета поможет найти «невидимую» планету Солнечной системы
NASA, ESA, and M. Kornmesser

Астрономы нашли экзопланету, которая вращается очень далеко от двух родительских звезд, и выяснили, как она там оказалась. Открытие поможет найти гипотетическую девятую планету в Солнечной системе

Экзопланета с массой в 11 раз больше Юпитера — HD 106906 b — находится на расстоянии в 336 световых лет от Земли. Она была обнаружена в 2013 году с помощью Гигантского Магелланова телескопа в пустыне Атакама в Чили. Однако астрономы ничего не знали об орбите планеты. Для этого требовалось то, что мог сделать только космический телескоп «Хаббл»: измерить движения объекта за 14 лет с высокой точностью.

Авторы новой работы использовали данные из архива «Хаббла», с помощью которых смогли описать орбиту далекого небесного тела. Именно этот аппарат смог собрать больше всего данных об исследуемой системе. Оказалось, что экзопланета находится чрезвычайно далеко от двух своих родительских звезд — на расстоянии в 730 астрономических единиц (одна астрономическая единица соответствует расстоянию от Солнца до Земли). Год на такой планете, согласно расчетам, составляет около 15 000 лет. Объект так медленно двигается по своей орбите из-за слабого притяжения родительских звезд.

Астрономы обнаружили, что далекий объект имеет такую вытянутую и смещенную относительно центра масс системы орбиту. Орбита выходит за пределы диска обломков внутри системы, который расположен примерно на том же расстоянии от звезды, что и пояс Койпера в Солнечной системе. Диск обломков тоже выглядит необычно, возможно, из-за гравитационного притяжения далекой планеты. Основываясь на полученных данных, исследователи предсказали потенциальный механизм образования таких небесных тел.

Согласно предположению астрономов, планета образовалась достаточно близко к своим родительским звездам — на расстоянии примерно в 3 астрономические единицы. Но возникшее в газопылевом диске напряжение заставило тело сменить свою орбиту так, что оно прошло очень близко к родительским звездам. В результате из-за эффекта гравитационной катапульты планету выбросило из системы на очень вытянутую орбиту. Экзопланета могла и вовсе вылететь из родительской системы, но, возможно, гравитационное воздействие соседней звездной системы не дало ей сделать это.

Открытие такой экзопланеты и механизма ее образования может помочь исследователям понять, где искать гипотетическую девятую планету Солнечной системы, присутствие которой может объяснить аномалию в распределении орбит транснептуновых объектов.