Ученые выяснили, какие гены влияют на формирование лица человека

На первый взгляд кажется очевидным, что черты лица определяются генами. Люди часто похожи на своих родителей и даже на бабушек и дедушек. Однако долгое время ученые не знали, какие участки ДНК отвечают даже за самые основные черты лица. Новое исследование выявило около 130 хромосомных регионов, связанных с формой лица.
Ученые выяснили, какие гены влияют на формирование лица человека
Изображение Anastasia Gepp с сайта Pixabay

Нос – черта лица, на которую больше всего влияют гены

Ученые использовали трехмерные изображения лиц с более чем 7 тысячами точек данных и полные ДНК более 8 тысяч человек (3566 жителей Великобритании и 4680 жителей США). Исследование опубликовано в журнале Nature Genetics.

Исследователи сравнивали два набора (черты лица и генетические маркеры) и искали статистическую связь, которая очень точно указывала на участок в ДНК. В конечном итоге исследователи идентифицировали 203 участка, связанных со структурой лица. Из них 89 были ранее идентифицированы в других исследованиях. Ученые также идентифицировали 61 участок, который уже был связан с лицевыми аномалиями у людей или мышей. Наконец, они обнаружили 53 совершенно новых участка.

Это работа указала на некоторые любопытные закономерности. К примеру, нос, по словам ученых, – это часть лица, на которую больше всего влияют гены. Напротив, форма и размер щек реже зависели от генов и больше – от питания и образа жизни человека. Исследователи также обнаружили, что некоторые гены имели локальный эффект и оказывали влияние на конкретную часть лица, в то время как другие – затрагивали сразу несколько.

Ученые считают, что понимание того, как гены формируют черты лица может помочь разработать новые методики лечения в таких областях, как ортодонтия и реконструктивная хирургия.

К сожалению, полностью восстановить портрет человека по ДНК пока невозможно, так как на черты лица влияют не только гены, но и множество других факторов.