Найдена странная галактика, продолжающая порождать звезды вопреки чудовищной черной дыре в центре

Астрономы обнаружили далекую галактику, которая сумела продолжить образование новых звезд, несмотря на присутствие разрушительного «холодного квазара», бушующего в ее ядре. Открытие было сделано с помощью бортового телескопа SOFIA, установленного на борту специально модифицированного самолета Boeing 747SP. Он пролетел намного выше облаков и мог наблюдать инфракрасный свет, излучаемый галактикой на огромном расстоянии от Земли.

Обычно сверхмассивные черные дыры в ядрах галактик уничтожают возможность появления новых звезд — но только не в этот раз

Вселенная, которую мы наблюдаем сегодня, наводнена галактиками, которые больше не способны создавать новые звезды. Астрономы считают, что причина этого застоя кроется в сверхмассивных черных дырах, которые находятся в сердцах этих огромных космических структур.

Для образования новых звезд в галактике должно быть много мелкой пыли и холодного газа, которые можно найти в огромных облаках, «населяющих» межзвездное пространство. Со временем гравитационное притяжение и другие катализаторы заставляют материалы, из которых состоят эти облака, группироваться вместе и в конечном итоге объединяться в полностью сформированные звезды и звездные системы.

Однако ненасытные черные дыры могут нарушить этот процесс и даже полностью его остановить.

Когда материал начинает затягивать в черную дыру и он оседает в аккреционном диске, вещество начинает вращаться с огромной скоростью и невероятно ярко светиться, выделяя огромное количество энергии в виде электромагнитного излучения. Когда этот процесс происходит в действительно колоссальных масштабах, сверхмассивная черная дыра превращается в квазар, который является ярчайшим космическим объектом, существующим во Вселенной.

На этом этапе своего существования квазар будет излучать феноменальное количество энергии обратно в окружающую его галактику, нагревая или вытесняя большую часть оставшегося в нем холодного звездообразующего материала. Обычно это подрывает способность галактики производить новое поколение звездных тел.

Однако новое исследование показало, что галактика CQ 4479, расположенная примерно в 5,25 миллиарда световых лет от Земли, смогла выдержать подобную катастрофу. Хоть ее центральная сверхмассивная черная дыра и превратилась в квазар, галактика продолжает порождать новые звезды.

Авторы исследования использовали инфракрасные данные, собранные телескопом SOFIA. Установленный на специально модифицированном самолете Boeing 747SP, летящем высоко над уровнем облаков, телескоп размером 2,7 метров мог наблюдать за далекой галактикой, избегая при этом 99% помех земной атмосферы, блокирующих инфракрасное излучение.

Данные светового излучения позволили определить количество межзвездной пыли и газа в галактике, которая все еще нагревается в результате процесса звездообразования.

Согласно данным SOFIA, чудовище, скрывающееся в сердце CQ 4479, представляет собой редкий тип квазара, известный как «холодный квазар». Это термин используется, когда черная дыра превращается в квазар, но не может полностью подавить скорость рождения звезд в своей галактике.

SOFIA наблюдала CQ 4479 в течение того короткого промежутка времени, когда новые звезды все еще могут появляться на свет. Этот этап проходит быстро, поскольку разрушительный эффект квазара со временем возьмет свое. Авторы исследования подсчитали, что галактика создавала примерно 100 новых звезд размером с Солнце в год с того момента, когда свет, собранный летающим телескопом, покинул свой источник.

«Это показывает нам, что рост активных черных дыр не останавливает рождение звезд мгновенно, что идет вразрез со всеми текущими научными предсказаниями», — объясняет Эллисон Киркпатрик, доцент Канзасского университета в Лоуренсе, штат Канзас, и соавтор исследования. «Эта информация заставляет нас переосмыслить все существующие теории эволюции галактик».

Последующие исследования, проводимые космическими обсерваториями следующего поколения, такими как космический телескоп Джеймса Уэбба, еще больше улучшат понимание человечеством того, как чудовищные силы, вызванные квазарами, влияют на их родные галактики.