Наблюдения «Хаббла» объяснили, как галактика потеряла темную материю

Астрономы провели тщательный анализ данных, полученных телескопом «Хаббл» и выяснили причину низкой концентрации темной материи в одной из галактик.
Наблюдения «Хаббла» объяснили, как галактика потеряла темную материю
ESA / Hubble, NASA

В галактике NGC 1052-DF4 довольно мало темной материи. Долгое время ученые пытались объяснить этот феномен. Наблюдения «Хаббла» показали, что дело может быть в приливном разрушении звезд в шаровых скоплениях

Внутри галактик могут существовать шаровые скопления, представляющие собой множество звезд, удерживаемых вместе гравитационными силами. Считается, что шаровые скопления образуются в ходе процесса интенсивного звездообразования на заре формирования галактики. Их компактные размеры и светимость позволяют наблюдать эти объекты довольно легко. Поэтому они являются хорошими индикаторами свойств галактик-хозяев.

Таким образом, изучая и характеризуя распределение звездных скоплений в NGC 1052-DF4, астрономы могут получить представление о современном состоянии самой галактики. Исследователи предполагают, что скопления «отрываются» от своей галактики-хозяина в результате приливного разрушения звезд в них.

Изучая свет эллиптической галактики NGC 1052-DF4, астрономы обнаружили свидетельства приливных хвостов. Авторы выяснили, что такие хвосты образуются из материала, удаляющегося от одного из шаровых скоплений этой галактики. Дополнительный анализ показал, что центральные части галактики остаются нетронутыми, а хвосты составляют только примерно 7% звездной массы всего объекта.

Результаты работы говорят о том, что темная материя покинула галактику еще раньше в результате событий приливного разрушения. Объяснение парадоксальных данных наблюдений NGC 1052-DF4 не давало ученым покоя, ведь это никак не вписывалось в астрофизические теории, на которые сегодня опираются ученые.