Психотропные вещества могли оказать большое влияние на наскальную живопись Северной Америки

В научных кругах существует теория, что многие наскальные рисунки создавались под действием наркотических веществ. Символы, обнаруженные недавно в калифорнийской пещере, могли бы подтвердить эту гипотезу, однако анализ, проведенный международной группой исследователей, наоборот, опроверг ее.

Жизнь племенных народов полна тайн, мистических традиций и различных обрядов, в которых зачастую важную роль играли травы и растительные отвары. Возможно, определенные растения могли повлиять и на искусство людей прошлого

Исследователи из Великобритании и США обнаружили спиралевидные рисунки, выполненные 500 лет назад и напоминающие опьяняющий цветок «священный дурман» (Datura wrightii), в пещерах Калифорнии. Кроме того, ученые нашли остатки волокон цветка, которые были разжеваны и прилеплены к потолку пещеры.

Для понимания связи между рисунком и изжеванными цветами, команда исследователей провела анализ, использовав различные методы для определения химического состава и вероятного происхождения остатков волокон. Жидкостная хроматография с масс-спектрометрией указала на то, что цветы содержали галлюциногенные алкалоиды атропин и скополамин, а растровый электронный микроскоп показал, что большая часть волокон происходила от цветка Datura wrightii, который очень похож на изображение на стене пещеры.

Однако, несмотря на то, что эти находки могут быть подтверждением теории о том, что люди употребляли наркотические вещества для изменения сознания, вероятно, они не рисовали во время «транса», так как символы в пещере отображали реальность, а не ее искаженный вариант. Авторы отмечают, что их находка — это первое доказательство приема галлюциногенов в местах создания наскальных рисунков и все же, это не согласуется с популярной теорией.

«Сторонники теории об измененных состояниях сознания утверждают, что галлюциногены повлияли на создание рисунков в пещерах», — комментируют авторы нового исследования. «Однако не существует четких доказательств того, что употребление галлюциногенных веществ напрямую связано с каким-либо конкретным рисунком наскального искусства в мире».