Российские ученые разработали экспресс-тест для анализа состава нефти

Новый метод анализа химического состава сырой нефти создали ученые из Казанского федерального университета (КФУ). Способ позволяет за несколько минут получить информацию о четырех различных фракциях.
Российские ученые разработали экспресс-тест для анализа состава нефти
Dado Ruvic / Reuters

Экспресс-тест позволяет исключить возможность ошибок и сокращает временные затраты

Химический состав нефти все еще исследуется учеными, так как промышленность развивается, а для выбора наиболее рационального метода переработки необходимо правильно классифицировать нефть. Традиционные способы анализа нефти занимают, как правило, не меньше одной недели, а также требуют выполнять некоторые процедуры вручную. Различные химические реагенты, которые используются для определения состава, сказываются на изменении свойств нефти.

Исследователи из КФУ решили проблему и разработали простой и быстрый метод анализа состава нефти, который основан на низкополевой ЯМР-релаксометрии и позволяет определить четыре фракции сырой нефти: насыщенные и ароматические углеводороды, смолы и асфальтены. Разработанный экспресс-тест позволяет определить состав автоматически, это исключает возможность ошибок и сокращает временные затраты. Результаты работы опубликованы в Journal of Petroleum Science and Engineering.

«Асфальтены находятся в нефти как твердые тела, это и составляет основную идею нашего подхода. При помощи ЯМР-релаксометрии мы не снимаем спектры, а снимаем времена релаксации и релаксационные прямые. Далее анализируем их по разным скоростям спада. Сами скорости зависят от подвижности молекул, а, как известно, нефть с точки зрения набора молекул одна из сложнейших жидкостей на планете. И все они имеют разные скорости вращения и разные времена релаксации», — рассказал Борис Сахаров, один из авторов исследования.

В дальнейшем ученые планируют так же научиться определять состав парафинов и начать работу над созданием тестов для керновых материалов.