В ударном кратере Чикшулуб обнаружена древняя микробная система

Как возникла жизнь на Земле? Этот вопрос до сих пор является предметом споров среди ученых. Еще одной неоднозначной темой является вопрос о том, как жизнь могла сохраниться во времена, когда наша планета постоянно подвергалась бомбардировкам астероидов. Новое исследование, возможно, сможет разрешить долгие споры. Авторы работы предполагают, что даже самые разрушительные удары могли создавать подземные убежища для ранней жизни на Земле.
В ударном кратере Чикшулуб обнаружена древняя микробная система

Возможно, ученые никогда не смогут дать точного ответа, как именно зародилась жизнь на Земле, и этот вопрос так и останется самой большой тайной человечества

Новое исследование было сосредоточено на знаменитом кратере Чикшулуб в Мексике. Его тщательное изучение показало, что под кратером образовалась огромная подземная сеть гидротермальных источников, которые могли служить убежищем для микробной жизни. Ученые говорят, что, скорее всего, более ранние ударные кратеры также обеспечивали подобные убежища. Авторы уверены, что их работа доказывает теорию «ударного происхождения жизни»

В ходе исследования ученые провели анализ пород из кольца кратера Чикшулуб. Из скважины глубиной в 1,3 километра было извлечено примерно 15 000 килограммов породы. В собранных образцах были обнаружены фрамбоиды пирита (скопления микрокристаллов пирита). Поскольку пирит является дисульфидом железа, он содержит изотопы серы. Изучив эти изотопы, ученые обнаружили, что фрамбоиды формировались микробами, которые, в свою очередь, были частью экосистемы, адаптированной к нагретой ударами астероидов минеральной жидкости внутри подземной сети.

Разрез породы, изъятый из кольца кратера
David A. Kring of the USRA’s Lunar and Planetary Institute

Однако для жизни еще нужна энергия. Микробы получали ее от химических реакций в системе горных пород и жидкостей. Они превращали сульфат в жидкостях в сульфид, который впоследствии сохранился в виде пирита. Эти древние термофильные микробы, скорее всего, были очень похожи на тех, которые существуют в экстремальных средах Земли сейчас, например, в горячих источниках в Йеллоустонском парке.

Авторы исследования заключают, что восстанавливающие серу организмы могли существовать в подземных системах в течение 2,5 миллиона лет после удара. Вероятно, организмы, которые сейчас могут быть найдены под Чикшулубом, являются прямыми потомками более ранних организмов.