Ученые выяснили, что ящерицы могут обратить эволюцию вспять

Если конечности становятся ненужными, животные могут избавиться от них. Так случилось с китообразными, когда они переселись в океан с суши. Но оказывается, есть виды ящериц, которые могут выращивать или отбрасывать конечности «по мере необходимости».
Ученые выяснили, что ящерицы могут обратить эволюцию вспять
Philip Bergmann
Некоторые виды семейства сцинковых могут отращивать конечности и избавляться от них, когда они им не нужны

Исследование, опубликованное в журнале Proceedings of the Royal Society B, показало, как некоторые виды могут повернуть эволюцию вспять. Точный механизм, благодаря которому это возможно, неясен. Однако подобное наблюдается у некоторых сцинковых (семейство ящериц). Сначала они эволюционировали от четвероногих до безногого, змееподобного тела, а затем – снова стали четвероногими.

Ученые собрали данные о форме тела и передвижении различных сцинков, от змееподобных до четвероногих. Они наблюдали за 147 сцинковыми 13 различных видов, пойманных в дикой природе. У одних совершенно не было лап, у других – незначительные «отростки», а третьи обладали полноценными конечностями.

Исследователи выпустили цинков в дикую природу и отслеживали их действия с помощью специальных камер. Затем они изучили отснятый материал и пришли к выводу, что сцинковые, имеющие конечности, быстрее и лучше роют норы, чем их безногие собратья.

Чаще всего конечности помогали рыть норы в мокрой земле. Ученые предполагают, что наличие лап зависит от климата. Анализ палеоклиматологических данных подтвердил эту идею, – ученые нашли связь между потерей/возвращением конечностей и изменением климата. Когда среда обитания сцинковых становилась суше, нужда в конечностях пропадала. Однако, когда климат снова изменился, некоторых виды вернули себе лапы.