Астрономы выяснили, как Марс мог потерять воду

Ученые смогли объяснить, куда пропали марсианские океаны. Молекулы воды испаряются с поверхности планеты и разрушаются в верхних слоях атмосферы.
Астрономы выяснили, как Марс мог потерять воду
Сегодня Марс представляет собой огромную пустыню, но когда-то на нем был соленый океан. Теперь исследователи выяснили, как вода могла покинуть поверхность Марса

Исследования поверхности Марса показывают, что примерно 3 миллиарда лет назад на этой планете существовал стабильный соленый океан, по объему сопоставимый с Северным Ледовитым океаном на Земле.

Куда же исчезла вся эта вода? Этим вопросом ученые задаются до сих пор, ведь того объема воды, что сегодня находится в полярных шапках планеты, явно недостаточно для формирования такого большого океана. Исследователи из Аризонского университета нашли одно из возможных объяснений этого явления. Ученые предполагают, что все дело в разрушении молекул воды в верхних слоях атмосферы Марса.

В своем исследовании ученые использовали данные зонда MAVEN, который с 2014 года вращается на орбите вокруг Красной планеты и измеряет состав верхних слоев ее атмосферы. Прошлые наблюдения с помощью MAVEN и космического телескопа «Хаббл» показали, что Марс теряет воду из верхних слоев атмосферы с разной скоростью в зависимости от времени года.

Теперь исследователи показали, что когда Марс находится ближе всего к Солнцу, планета нагревается, и вода из полярных шапок попадает в атмосферу, после чего улетучивается в космос. Это происходит один раз в марсианский год или примерно каждые два земных года. Региональные пылевые бури, которые происходят на планете каждый марсианский год, и глобальные пылевые бури, которые случаются примерно раз в 10 лет, приводят к дальнейшему нагреву атмосферы и испарению воды.

Предыдущие работы, описывающие механизмы потери Марсом воды, плохо согласовывались с наблюдениями. Авторы предложили новый механизм, согласно которому вода, попадая в верхние части атмосферы, расщепляется на ионы под действием высокоэнергетичного солнечного излучения. Образовавшиеся при этом ионы улетучиваются в космическое пространство.