Создан новый способ восстановления литий-железо-фосфатных батарей

Большинство современных литиевых батарей используют кобальт в качестве катодного компонента. Этот металл достаточно дорогой и редкий, а его добыча наносит немалый вред окружающей среде. Литий-железо-фосфатные аккумуляторы, в которых используется LiFePO4 в качестве катода, являются более экологичными. Ученые из Калифорнийского университета разработали метод, который позволяет заменить дорогую утилизацию таких батарей дешевым восстановлением.
Создан новый способ восстановления литий-железо-фосфатных батарей
Unsplash
Сложные и вредные способы утилизации батарей будут еще долгое время сводить плюсы электротранспорта и «зеленых» электростанций на нет, именно поэтому ученые всего мира ищут экологичные способы их восстановления

Добыча кобальта приводит к деградации ландшафтов и водных ресурсов. Поэтому многие компании (IBM и Tesla) и ученые ищут альтернативные компоненты для батарей.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Например, в этом году Tesla начнет продажу автомобиля Model 3 с литий-железо-фосфатной батареей. Такие аккумуляторы безопаснее, имеют более долгий срок службы и дешевле в производстве. И все-таки у этих батарей есть серьезный недостаток: их дорого утилизировать. Поэтому инженеры из Калифорнийского университета сосредоточились на поиске методов утилизации и восстановления таких батарей. Автор новой работы Чжэн Чэнь сравнивает такой тип аккумуляторов с пластмассами: «Утилизировать их [литий-железо-фосфатные батареи] экономически нецелесообразно. Мы сталкиваемся с аналогичной проблемой, когда имеем дело с пластмассами, — материалы очень дешевые, а методы их утилизации — нет».

Авторы объясняют, что во время жизненного цикла батареи ее катод подвергается деградации. Причиной этому является потеря лития и изменение положения ионов железа в кристаллической структуре материала. Ученые смогли пополнить запасы ионов и вернуть их на свои места с помощью солей лития и лимонной кислоты.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Команда исследователей купила простые литий-железо-фосфатные батареи и истощила их до половины. Затем ученые разобрали их и вымочили порошок катодного компонента в растворе с солями лития и лимонной кислотой, высушили и нагрели до температуры около 60 – 80°C. Из полученного порошка сделали в новые катоды для батарей. Ученые обнаружили, что производительность была восстановлена до первоначального состояния.

Такой метод позволил ионам лития и железа вернуться на первоначальные места в структуре катода. Это произошло благодаря добавлению лимонной кислоты, которая «питает» ионы железа электронами и уменьшает положительный заряд, который отталкивает электроны.

По словам команды, этот способ переработки требует на 80 – 90% меньше энергии, чем современные методы утилизации литий-железно-фосфатных батарей, и выделяет примерно на 75% меньше парниковых газов. Хотя это отличное начало, команда отмечает, что необходимы дальнейшие исследования.