В воздухе Гималаев найдены «смолы», ускоряющие таяние ледников

В Гималаях – самые высокие вершины среди всех горных хребтов на планете. Здесь самый большой запас ледникового снега за пределами Арктического и Антарктического кругов, за который Гималаи иногда называют «третьим полюсом». Однако высота и изолированность не защитила горы от промышленного загрязнения воздуха.
В воздухе Гималаев найдены «смолы», ускоряющие таяние ледников
Изображение skeeze с сайта Pixabay
Светопоглощающие углеродные частицы осаждаются на снегу и льду и ускоряют таяние ледников

В новом исследовании, опубликованном в журнале Environmental Science & Technology Letters, ученые проанализировали состав частиц в воздухе над горным хребтом и обнаружили обильное и тревожное присутствие коричневых углеродных «смол».

Углеродные «загрязнители» в атмосфере делятся на «черный углерод» и «коричневый углерод». «Черный углерод» получается при неполном сгорании вещества при высоких температурах и является основным компонентом сажи. «Коричневый углерод» – углерод, смешанный с кислородом, а также имеющий следы других элементов, таких как азот, сера и калий. Чаще всего он образуется при сжигании биомассы или растительности и приводит к формированию смолистых шаров – небольших вязких сфер размером пару сотен нанометров в поперечнике.

Команда исследователей взяла пробы воздуха на Гималайской исследовательской станции. Ученые обнаружили, что примерно 28 процентов из тысяч частиц в пробах воздуха были смолистыми шарами. Они также просмотрели архивы и отметили, что процент увеличивался в дни с повышенным уровнем загрязнения – в частности, в периоды сжигания стерни пшеницы на полях.

«Коричневый углерод» поглощает как свет, так и тепло. Из-за него снегу и льду сложнее отражать солнечные лучи – поэтому ледники начинают таять.