Ученые рассказали, что было на Алтае 10 тысяч лет назад

Российские исследователи в сотрудничестве с учеными из Польши и Китая восстановили цепочку значимых событий в истории Степного Алтая, начиная с послеледникового периода. Оказалось, что раньше там росли крупные леса и происходили частые пожары.
Ученые рассказали, что было на Алтае 10 тысяч лет назад
Altay.ru
Ученые выяснили, что Степной Алтай раньше был покрыт лесами, которые исчезли из-за пожаров

Ученые из Института археологии и этнографии СО РАН взяли образцы донных отложений озер Кучук и Малое Яровое, расположенных в Кулундинской степи Алтайского края. Эти озера образовались 14 тысяч лет назад, поэтому с помощью образцов исследователям удалось воссоздать последовательность событий естественной истории Алтая.

Авторы исследования пришли к выводу, что 10,8 тысяч лет назад в Степном Алтае была распространена сосна обыкновенная, а пик развития сосновых лесов пришелся на период между 7,2 и 2,7 тысячами лет назад. Среднегодовых осадков в то время было примерно на 100 мм больше, чем сейчас.

Также ученые определили, когда на территории происходили крупные пожары. Они начались в Кулундинской долине около 10,9-10,5 тысяч лет назад. Самый крупный пожар произошел примерно в 550 году н.э. С тех пор лесные пожары происходили регулярно, что, по мнению исследователей, привело к обезлесению Степного Алтая.

Причины пожаров для ученых остались загадкой. Тем не менее, они предположили, что возгорания происходили из-за кочевников — те могли выжигать пастбища, чтобы повысить их плодородие. Авторы не обнаружили взаимосвязи между динамикой изменения осадков и температур и пожарами.

«Этот вопрос требует дальнейшего изучения с привлечением новых материалов, специалистов и методов. Например, причинами могли стать короткие экстремальные события, такие как засуха, которые мы не в силах увидеть нашими методами», — говорит Наталия Рудая, старший научный сотрудник ИАЭТ.