У древних майя была сложная система очистки питьевой воды

Ученые из Университета Цинциннати установили, что в городе Тикаль индейцы майя создавали сложные системы очистки воды из природных материалов. Исследователи обнаружили свидетельства фильтрации в водохранилище Корриенталь, на территории современной Гватемалы.
У древних майя была сложная система очистки питьевой воды
Интересно, что сложные системы фильтрации воды наблюдались и у других древних цивилизаций, например, у греков и египтян, но в Америке ученые смогли обнаружить свидетельства такой системы впервые

Команда антропологов, географов и биологов обнаружила кристаллический кварц и цеолит в водохранилище, рядом с которым раньше жили племена майя. Два этих минерала образуют естественное молекулярное сито, которое до сих пор применяется в современных системах очистки питьевой воды.

Исследователи говорят, что такие естественные фильтры позволяли очистить воду от вредных микробов, насыщенных азотом соединений, тяжелых металлов (например, ртути) и других токсинов. Кеннет Барнетт Танкерсли, ведущий автор исследования, сказал: «Интересно, что эта система все еще может быть эффективна сегодня, а майя узнали о ней более 2000 лет назад».

В своей работе, которая опубликована в журнале Scientific Reports, ученые подчеркивают, что майя создали эту систему очистки воды почти за 2000 лет до того, как подобные системы начали использоваться в Европе.

Сбор и хранение чистой воды для майя имели решающее значение. Тикаль, как и другие города индейцев, был построен на горе с большим содержанием известняка. Это затрудняло доступ к питьевой воде в течение большей части года во время засух. Находясь в таких сложных природных условиях, майя приносили материалы для очистки воды из других мест, а именно со склонов гор, которые находились в 30 километрах от Тикаля.

Индейцы покинули Тикаль в IX веке нашей эры. Ученые до сих пор не знают точного ответа почему, но одна из причин кроется как раз в недостатке источников пресной воды. Исследователи считают, что, несмотря на удивительную систему очистки воды, которую придумали майя, вода была слишком загрязнена.