«Хаббл» сделал фантастический снимок рождения звезд

Космический телескоп Хаббл, увеличив масштаб изображения небольшого уголка облака на расстоянии 7500 световых лет от нас, обнаружил захватывающую картину рождения молодых звезд.
Формирование звезд — загадочный процесс, и у нас появился шанс рассмотреть его во всей красе

Объект, который нас интересует, называется J025157.5 + 600606. Это просто крошечная (по космическим меркам) выпуклость в колоссальной туманности «Душа» в созвездии Кассиопеи. Но, хотя эта часть облака и кажется незначительной, для ученых она стала отличным местом для поиска интереснейшей информации о рождении новых звезд.

Крошечная область туманности "Душа"
Крошечная область туманности "Душа" NASA/JPL-Caltech/UCLA

Все потому, что внутри J025157.5 + 600606 обнаружены другие объекты со странным названием: FrEGGs — свободно плавающие испаряющиеся газовые глобулы. Их нашли совсем недавно, и для существования таких глобул требуется определенный набор условий.

Звезды в больших облаках (можете считать их «яслями») образуются из холодных сгустков плотного молекулярного водорода, которые коллапсируют под действием собственной гравитации. Поэтому звезды рождаются лишь в по-настоящему плотных молекулярных облаках.

Когда очень массивная горячая звезда начинает светиться, ее интенсивное ультрафиолетовое излучение ионизирует облако, в котором та родилась, создавая большой горячий пузырь ионизированного газа, называемый сферой Стремгрена.

FrEGG — это плотные сгустки более холодного газа, сгруппированные в сфере Стремгрена, и многие из них активно образуют собственные звезды. Граница между FrEGG и сферой видна на фотографии Хаббла как светящаяся пурпурная область, поскольку тепло от горячей звезды фотоиспаряет внешний слой газа.

Так рождаются звезды
Так рождаются звезды ESA/Hubble & NASA, R. Sahai

Эта потеря плотности означает, что мы можем заглянуть внутрь и увидеть рождающиеся молодые звезды. Поскольку сами FrEGG все еще очень плотны, этот процесс не останавливает звездообразование, происходящее внутри. Но в конечном итоге он все же мешает ему, ограничивая подачу газа, который питал бы процесс формирования звезд.

По этой причине звезды, рожденные внутри FrEGG, имеют относительно низкую массу по сравнению с гораздо более массивными звездами O- и B-типов. Но это не обязательно плохо. Меньшие и более холодные звезды имеют гораздо большую продолжительность жизни, чем их более «цепкие» братья и сестры. Возможно, миллиарды лет назад так родилось и наше Солнце.