Особи-«мошенники» не помешали взаимодействию между видами

Биологи проанализировали сообщества, в которых наблюдаются взаимовыгодные отношения между видами. Исследователи показали, что особи, которые извлекают выгоду из взаимодействия только для себя, не разрушают сообщество.
Особи-«мошенники» не помешали взаимодействию между видами
Во взаимовыгодных отношениях два вида приносят пользу друг другу. Но могут появляться особи, которые извлекают выгоду только для себя. Теперь ученые показали, что рост числа таких «мошенников» не разрушает сообщества взаимодействующих организмов.

В природе есть такое понятие как мутуализм. Это тип сожительства, при котором различные виды приносят пользу друг другу. Примером такого взаимодействия является сожительство, например, актиний и рыб-клоунов: актинии укрывают рыбок от хищников, а рыбы заботятся о коралловых полипах, очищая воду, в которой они живут. Подобное взаимодействие наблюдается и у пчел — они питаются нектаром растений, которые за счет этого опыляются и размножаются.

Однако в таких сообществах есть «мошенники» — особи, которые пользуются благами, производимыми другим видом, но не отдают ничего взамен. Например, пчелы, которые собирают нектар с боковых частей цветка, не опыляя его. Исследователи, опубликовавшие свою работу в журнале Science, решили выяснить, не вредят ли такие особи межвидовому взаимодействию.

В качестве модельного организма ученые использовали дрожжи. Они собрали несколько сообществ этих микроорганизмов с различным количеством склонных к мутуализму видов. Оказалось, что сообщества с более высоким числом мутуалистических видов были лучше способны приспособлены к негативному воздействию мошенников, так как несколько видов дрожжей могли делать одну и ту же полезную работу. Такие сообщества имели больше шансов на выживание под натиском организмов-«мошенников».

Ученые также показали, что даже если один мутуалистический вид исчезал из популяции из-за конкуренции с «мошенниками», другие члены сообщества заменяли его, не нарушая взаимовыгодное партнерство. Теперь биологи стремятся выяснить, может ли мутуалистический вид стать «мошенником», и как происходит такая трансформация. Предположительно это может происходить из-за роста конкуренции между членами сообщества.