Горлышки древних израильских кувшинов всегда были одинаковые

Археологи узнали, почему диаметр горлышка древних сосудов, которые нашли на территории Израиля, всегда одинаковый. Отверстие было равно примерной ширине ладони.
Горлышки древних израильских кувшинов всегда были одинаковые
Clara Amit/Israel Antiquities Authority
Диаметр могли определять как удобство в чистке кувшинов, так и религиозные обычаи древних иудеев.

Для создания емкостей, в которых хранилось зерно, масла, вино и другие припасы, в древности люди чаще всего использовали керамику. Исследователи регулярно находят разнообразные керамические сосуды. Но при этом существовали и традиционные формы, которые повторялись почти в каждом изделии. Древние израильские гончары, например, создавали сосуды с одинаковым по диаметру горлышком.

Ученые провели трехмерное сканирование 307 кувшинов, которые были сделаны в X–VII веках до н. э. на территориях древних Иудейского и Израильского царств. Работу опубликовали в журнале Bulletin of the American Schools of Oriental Research.

Несмотря на то, что сосуды даже одного времени и региона сильно различались, неизменным оставался диаметр горлышка, который составлял от 8,85 до 8,97 см, что примерно равно ширине ладони современного человека. Чтобы собрать статистику, исследователи использовали данные армии США, в которой при заказе перчаток для военнослужащих измеряют размеры ладоней. Среднее значение составило 8,67 см с возможным отклонением до половины сантиметра. По мнению ученых, размеры ладоней не изменились за последние три тысячи лет.

Горлышко кувшина создавалось таким образом, чтобы человек мог просунуть в него руку и помыть или почистить сосуд изнутри. Использование размера ладони для горлышка также было удобно для гончаров.

Исследователи предположили, что диаметр также могли определять религиозные обычаи древних иудеев. Любой открытый сосуд, который находился рядом с умершим, становился «нечистым», поэтому продукты из кувшинов приходилось выбрасывать. Со временем правило изменилось: если горлышко сосуда было в диаметре не больше, чем ширина ладони, кувшин считался чистым..