Ученые обнаружили новые виды водной мыши

В 1927 году ученые извлекли из водоема в Эфиопии странную мышь с водонепроницаемым мехом и длинными лапками. Ученых удивились, обнаружив грызунов в Африке, приспособленных к водному образу жизни. Новое исследование обнаружила несколько ближайших родственников этих мышей, включая два совершенно новых вида.
Ученые обнаружили новые виды водной мыши
Velizar Simeonovski, Field Museum
Эти милые мыши охотятся в неглубокий водоемах. У них длинные лапки и водонепроницаемая шерсть

Исследователи изучили два рода мышей: Nilopegamys и Colomys. Первая, означающая «мышь из истоков Нила», по мнению ученых, вымерло. Единственный экземпляр этой мыши был обнаружен почти сто лет назад и сейчас хранится в Полевом музее в Чикаго, США.

Вторая мышь – Colomys, или «мышь на ходулях», обитает по всему бассейну реки Конго. Она, как и Nilopegamys, обладает удлиненными лапами, которые помогают вброд переходить неглубокие ручьи. Colomys охотится на водных насекомых и, по словам ученых, ее невозможно перепутать с обычной мышью. Она крупнее домашней мыши, у нее густой коричневый мех и строение тела, напоминающее тело крошечного кенгуру. Мозг Colomys больше мозга обычной мыши – он позволяет им справляться с сенсорной перегрузкой чувствительных усов, возникающей при охоте в проточной воде.

Водные мыши из Африки
T. C. Giarla et al., 2020

Colomys – не такой редкий вид, как Nilopegamys, но поймать ее тоже практически невозможно. Они быстро передвигаются и прячутся в труднодоступных местах. После ряда тяжелых экспедиций, в попытке собрать данные об этих животных в дикой природе, исследователи объединили новую информацию с музейными коллекциями и провели анализ ДНК. Эти исследования выявили два новых вида в пределах рода Colomys – C. lumumbai и C. wologizi, названные в честь первого премьер-министра Демократической Республики Конго Патриса Лумумбы и Либерийских гор Вологизи.

Анализ ДНК также показал, что Nilopegamys – ближайший родственник Colomys.