Рентгеновское излучение обнаружено рядом с нейтронными звездами

Три года назад в галактике NGC 4993 засекли столкновение нейтронных звезд, а недавно там же возникли всплески рентгеновского излучения. Явление осталось без объяснения, потому что существующие теории эволюции килоновых не предсказывали этих событий.
Рентгеновское излучение обнаружено рядом с нейтронными звездами
Mark Garlick/University of Warwick
Столкновение нейтронных звезд произошло три года назад, а рентгеновское излучение появилось там только сейчас. Ученые пока не могут это объяснить.

В результате столкновения нейтронных звезд возникла килоновая — сильная космическая вспышка, излучающая гравитационные волны, которые зафиксировали в обсерваториях LIGO и VIRGO. Через 160 дней после вспышки сила свечения килоновой начала уменьшаться и перестала быть видимой с Земли.

Недавние снимки галактики NGC 4993 и данные орбитального телескопа Chandra показали, что даже спустя 1000 дней останки столкновения вырабатывают рентгеновские фотоны. Ученые предполагают, что их источником мог стать джет — узкий пучок материи, появившийся во время возникновения килоновой. С другой стороны, подобное явление могло появиться в облаках газа вокруг нее. Описание работы исследователей опубликовано в научном журнале Monthly Notices of the Royal Astronomical Society.

Астрофизики планируют продолжать наблюдать за излучением, чтобы выяснить роль килоновых в генерировании тяжелых элементов и в общей эволюции галактик.