Можно ли ощутить магнитное поле глазами: чудеса природы

Ученые провели обширное исследование с целью выяснить, могут ли африканские грызуны чувствовать магнитные поля с помощью глазных яблок.
Можно ли ощутить магнитное поле глазами: чудеса природы
Голые землекопы — настоящие чемпионы по выживанию в экстремальных условиях. И теперь ученые нашли у них еще одну удивительную способность.

Мы уже неоднократно писали про голых землекопов — удивительных грызунов, организм которых невероятно устойчив ко многим потенциально смертельным факторам. В мире существует множество видов этих созданий, многие из которых полностью слепы. Однако африканские землекопы Анселла, обитающие в Замбии, могут «похвастаться» глазными яблоками размером всего 1,5 мм в диаметре. Всю свою жизнь они проводят в сложных подземных туннелях длиной до 2,8 км и питаются клубнями и корнями растений.

Глаза землекопа Анселла почти не функционируют в привычном нам смысле. Животные не могут различать цвета или четкие контуры предметов, поскольку основная функция таких глаз – просто различать свет и тьму.

Обычно голые землекопы проявляют врожденное предпочтение строить гнезда в юго-восточном секторе, если представить ареал их обитания в виде круглой арены. Этим они отличаются от других подземных грызунов, которые предпочитают другие направления.

Чтобы понять, как именно землекопы ориентируются под землей и с чем связан их выбор, исследователи из Университета Дуйсбург-Эссен в Германии изучили тех животных, которым хирургическим путем полностью удалили глаза.

Первоначально ученые изучили шесть пар слепышей и обнаружили, что до операции те предпочитали юго-восточное направление при строительства гнезда, но после операции выбор стал произвольным. Это позволило предположить, что удаление глаз нарушило ощущение магнитных полей Земли, однако на данном этапе это с равным успехом мог быть и любой другой фактор – например особенности топографии.

Затем был проведен второй эксперимент: 10 землекопов с удаленными глазами на контрасте с 10 здоровыми в контрольной группе. Исследователи попробовали четыре варианта выравнивания магнитного поля – в результате особи контрольной группы пошли на юго-восток, в то время как другая группа все так ре рыла норы вразнобой.

Важно отметить, что у землекопов после операции не наблюдалось никаких других поведенческих изменений, Ученые делают на этом обстоятельстве особый акцент в работе, опубликованной в Journal of the Royal Society Interface.

И это в самом деле необычное явление. Магниторецепция, то есть способность ощущать магнитные поля, уже доказана в случае ряда животных, но структура и расположение магниторецепторных клеток остаются неясными – как и принцип их работы в целом.

Так означают ли результаты этого исследования, что землекопы Анселла сохранили свои глаза — в отличие от своих в основном слепых подземных собратьев — благодаря тем самым магнитным рецепторам? Как ни странно, скорее всего нет. Ученые отмечают, что, в отличие от ослепленных сородичей, изначально слепые разновидности землекопов прекрасно чувствуют магнитные поля. А значит, еще одна тайна пока остается нераскрытой.