Место одомашнивания лошадей поставлено под сомнение

Новое исследование ученых дает основание предположить, что лошадь была одомашнена не в Анатолии, а в степях Евразии.
Место одомашнивания лошадей поставлено под сомнение
Wolfgang Claussen

Считается, что одомашнивание лошади произошло около 5500 лет назад в Анатолии. Но проведенное генетическое исследование говорит о том, что одомашненная лошадь появилась в этом регионе и на Кавказе в бронзовом веке, около 4000 лет назад.

Ученые провели генетическое исследование останков 100 лошадей из 8 поселений в центральной Анатолии и 6 поселений на Кавказе, датируемых начиная с 9000 до 500 гг до н.э. В частности был выполнен морфологический и палеогенетический анализ, тщательно изучив митохондриальную ДНК. Они обнаружили, что нелокальные генетические линии, все еще присутствующие у домашних лошадей сегодня, внезапно появились примерно в 2000 г. до н.э., а не развивались постепенно с течением времени, как можно было бы ожидать, если бы эти изменения возникли в Анатолии.

Исследователи считают, что место одомашнивания лошадей нужно искать в регионах близких к Черному морю. Также они обнаружили, что «импортированные» в Анатолию уже одомашненные лошади были скрещены с местными дикими лошадьми, а также ослами. Последнее, как говорят исследователи, есть самое древнейшее свидетельство появления мулов.

Галимжан Кушкунов
Галимжан Кушкунов 07 Декабря 2020, 09:39
именно Северный Казахстан — родина домашней лошади, уже существовавшей здесь и отличавшейся от диких скакунов пять с половиной тысяч лет назад. Учёные из Великобритании, России, Казахстана, США и Франции под руководством Алана Аутрэма из британского Университета Эксетера представили три доказательства, что лошади, кости которых в огромных количествах находят на раскопках в Ботае, были домашними. Среди авторов и российский палеозоолог Алексей Каспаров из петербургского Института истории материальной культуры. Первое доказательство, кажущееся наиболее убедительным на взгляд неспециалиста, — это следы упряжи на зубах лошадей. Казахский археолог, доктор исторических наук Виктор Зайберт, и его американская коллега Сандра Олсен из Музея естественной истории имени Карнеги (они соавторы нынешней работы) впервые нашли такие признаки износа на вторых премолярах нижней челюсти ботайских лошадей ещё в 90-х годах прошлого века. Это параллельные канавки на зубах, которые протирают, иногда до дентина, удила упряжки. Чтобы оставить такие следы на очень жёсткой эмали зуба, лошадь должна ходить в упряжи несколько лет.