Американские ученые раскрыли тайну, которая много лет мучила нейробиологов: почему дети с поврежденным левым полушарием мозга не теряют способности распознавать устную речь.
Языковую «суперспособность» детей подтвердили с помощью МРТ

Нейробиологи из Джорджтаунского университета выяснили, почему дети быстрее, чем взрослые, восстанавливают определенные когнитивные навыки, вызванные травмами нервной системы. Считается, что взрослые люди задействуют только левое полушарие для конкретной когнитивной задачи, например языковой обработки, в то время как у детей работают оба полушария мозга. В исследовании, опубликованном в сборнике докладов Национальной академии наук США (PNAS), эту «суперспособность» детей тестировали на навыке понимания устной речи.

Для сканирования мозга с помощью функциональной МРТ исследователи пригласили 39 здоровых детей в возрасте от 4 до 13 лет и 14 взрослых — от 18 до 29 лет. Добровольцев разделили на четыре группы: 4−6, 7−9, 10−13 и 18−29 лет. Всем участникам дали одинаковое задание: понять озвученные фразы. Во время эксперимента ученые регистрировали активность мозга и отмечали полушария, в которых она возникала.

Верхняя линия снимков — левое полушарие, нижняя — правое. Верхняя линия снимков — левое полушарие, нижняя — правое.

Оказалось, что при обработке речи активность в правом полушарии возникала только у маленьких детей. Нейробиологи объяснили это тем, что механизм, который «присваивает» определенные задачи одному из полушарий, завершается к 10−11 годам. До этого задачами могут заниматься оба полушария. Поэтому у детей, переживших такие заболевания как перинатальный инсульт, который настигает некоторых младенцев сразу после рождения, и детский церебральный паралич, есть шанс научиться говорить. Теперь эта способность, наконец, подтверждена научным исследованием.