Получен новый материал, который светится и образует кристаллы

Ученые Университета ИТМО создали новое вещество – барбитурат меламина, которое может быть полезно для решения задач биохимии и молекулярной биологии.
Получен новый материал, который светится и образует кристаллы

Новый материал разработали ученые Научно-образовательного центра инфохимии ИТМО в процессе исследования системы, основанной на осаждении цианурата меламина. Цианурат меламина – это удобное модельное соединение, построенное на системе кратных водородных связей. В промышленности его добавляют в полимеры и краски для снижения их горючести.

«У цианурата меламина достаточно много интересных свойств и сфер применения. Но нас привлекло именно то, что он образует нерастворимый осадок уже при ничтожных концентрациях реагентов. В частности мы решили проверить, получится ли осадок, если мы немного понизим симметрию одного из исходных веществ, и взяли барбитуровую кислоту вместо циануровой», – рассказывает один из авторов работы Владимир Шиловских.

Изначально ученые не планировали посвящать экспериментальному материалу много времени, но в ходе первичных тестов барбитурата меламина проявил интересные свойства: он образовывает хорошо ограненные крупные кристаллы и люминесцирует при «накачке» ультрафиолетовым излучением. Чтобы узнать природу его люминесценции, исследователи сняли спектр электронного парамагнитного резонанса. Он указал на наличие радикалов в веществе, причем «внешних», а не родных.

«Молекулярная структура и меламина, и барбитуровой кислоты буквально нашпигована атомами азота и водорода, которые в свою очередь должны расщеплять сигнал в спектре ЭПР. Если неспаренный электрон хотя бы на какую-то долю локализован на этих атомах, то должно произойти значимое расщепление сигнала. Здесь мы этого не наблюдаем. Получается, что барбитурат меламина как-то захватывает радикалы из окружающей среды и стабилизирует их в своей структуре. Вероятно, люминесценция и связана с этими "внешними" радикалами», – объясняет Шиловских.

Это свойство материала заинтересовало ученых, поскольку свободные радикалы играют большую роль в различных биологических реакциях: если вещество способно захватывать из окружающей среды радикалы, то с его помощью можно наблюдать за подобными процессами и даже контролировать их. Барбитурат меламина образуется в водном растворе при комнатной температуре и нейтральном pH, что, по словам исследователей, потенциально дает возможность использовать его при манипуляции с клетками.

Все это и способность аккумулировать радикалы из раствора могут оказаться полезным для биологических исследований: «К примеру, вещество потенциально может быть использовано как биорегулятор при экспериментах с ростом бактерий. Если вещество будет захватывать свободные радикалы, возникающие в процессе жизнедеятельности бактерий, мы узнаем больше о жизненном цикле бактерий и о роли радикалов в этом цикле».

В настоящий момент проведен первый комплекс исследований, его результаты опубликованы в статье в журнале Chemistry: The European Journal. Ученые продолжают работу по изучению нового материала.

Материал предоставлен пресс-службой ИТМО