Создан алгоритм, который может «играть» молекулами

Немецкие исследователи придумали систему искусственного интеллекта, которая может захватывать и перемещать отдельные молекулы с помощью сканирующего туннельного микроскопа.
Создан алгоритм, который может «играть» молекулами
Юлихский исследовательский центр

Трехмерная печать уже зарекомендовала себя как метод быстрого и экономичного производства изделий из разных материалов, вплоть до живых тканей. На макроуровне эта технология уже хорошо отработана и теперь ученые пытаются перевести метод 3D-печати на наномасштаб. Такой метод трехмерной нанопечати позволил бы собирать молекулярные структуры с заданными свойствами, например, для адресной доставки лекарств или для создания светоизлучающих частиц нового поколения.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Сегодня для управления частицами на наноуровне ученые используют сканирующий туннельный микроскоп (СТМ). Этот прибор позволяет не только рассматривать объекты с очень высоким увеличением, но и двигать молекулы наконечником. Однако есть одна проблема: управлять движением молекул на СТМ получается только вручную, так как механика на наноуровне слишком сложна и положение перемещаемого объекта может меняться непредсказуемым образом.

Теперь исследователи создали алгоритм с машинным обучением, который оказался способен предсказать все эффекты при захвате и перемещении молекул зондом СТМ. Авторы разработки проверили свое детище, заставив программу удалить отдельные частицы из слоя желтого красителя перилена. Программа научилась быстро выполнять задачу, однако тут возникла другая проблема.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

При перемещении молекул таким образом атомы на острие наконечника начинают смещаться. Из-за этого после нескольких циклов работы сила связи между молекулами и наконечником слабеет. Поэтому алгоритму необходимо очень быстро учиться и подстраиваться под изменяющуюся геометрию зонда СТМ. Следующий шаг ученых будет заключаться в оптимизации программы, чтобы ускорить ее работу.