Гены хламидий оказались важными участниками эволюции людей

Недавно открытая группа хламидий оказалась связующим звеном между простейшими живыми организмами и сложно устроенными многоклеточными животными, растениями и грибами.
Гены хламидий оказались важными участниками эволюции людей

Исследователи из Университета Упсалы в Швеции неожиданно обнаружили обладателя генов, отвечающих за производство энергии в бескислородной среде. Этим обладателем стала новая группа хламидий, живущих на дне океана, — Anoxychlamydiales. Поиском простейшего — живого организма, состоящего из единственной клетки без оформленного ядра, с таким набором генов ученые занимались многие годы.

Согласно самой популярной теории эволюции сложных живых организмов, слияние двух представителей простейших: бактерии и археи — привело к появлению первых эукариот — организмов с четко оформленным клеточным ядром. Союз простейших произошел около 2 миллиардов лет назад, и первые эукариоты жили в бескислородной среде. Способность производить энергию, используя газообразный водород, наши далекие крошечные предки должны были позаимствовать у «материнской» бактерии. Поэтому так важно было найти ее представителя и отследить общие участки в генетической последовательности.

Результаты исследования, опубликованные в Science Advances, показали, что гены хламидии, задействованные при производстве водорода, очень похожи на гены, обнаруженные у эукариот. Это убедительно свидетельствует о том, что древние хламидии внесли вклад в эти гены в ходе эволюции будущих животных, растений и грибов. Следы этого вклада можно обнаружить, если отследить «родословную» каждого гена и выделить закономерности в его эволюции. Общие закономерности генов разных видов говорят о том, что имел место процесс, называемый переносом генов, когда микроорганизмы ими обменивались.

«В нашем исследовании мы нашли первое свидетельство того, как эукариоты получили гены, производящие водород, из совершенно неожиданного источника! — поделилась соавтор исследования Кортни Стэйрс, научный сотрудник Университета Упсалы, — Результаты показывают, что хламидии могут быть важными членами экосистемы на дне океана, и что, возможно, не все хламидии так уж плохи».