Экологи накормили рыб антидепрессантами

Исключительно с научной целью — чтобы выяснить, как на их поведении и здоровье сказывается концентрация медикаментов в воде.
Экологи накормили рыб антидепрессантами
Oregon State University, CC BY-SA 2.0

Исследование проводила группа немецких ученых в рамках междисциплинарного проекта Effect Network in Water Research. Участвующие в проекте экологи и биологи выявляют риски, связанные с попаданием в водоемы пищевых добавок и медикаментов, а затем специалисты по социальным наукам доносят эту информацию до широкой общественности с тем, чтобы повлиять на потребительское поведение и законодательство о защите окружающей среды. Внимание проекта сфокусировано на химических соединениях, которые производятся в массовых объемах, и поэтому в больших количествах оказываются в реках, озерах и морях.

В данном случае ученые работали с флуоксетином и циталопрамом, которые широко используются для лечения депрессии. Как выяснилось, эти нейроактивные вещества даже при очень небольшой, характерной для природных водоемов концентрации, способны существенно изменить поведение рыб.

Например, мальки данио-рерио обычно чувствительны к изменениям освещения — в этом случае они начинают суматошно плавать в разных направлениях, пытаясь скрыться. Но под влиянием антидепрессантов они демонстрировали совсем иное поведение. Чем выше была концентрация медикаментов в воде, тем меньше у мальков проявлялся защитный рефлекс при изменении освещения. То есть рыбы теряли естественную реакцию на стресс.

Аналогичные изменения наблюдались и у ручьевых форелей — по мере повышения концентрации антидепрессантов в воде рыбы теряли естественные реакции, вызываемые страхом, что в природных условиях делает их легкой добычей для хищников, как объясняет один из авторов исследования профессор Томас Браунбек из Гейделбергского университета.

В рамках проекта ученые также недавно изучили влияние на кумжу антидиабетического средства метформина. В ходе длительных экспериментов выяснилось, что под воздействием медикамента у рыб накапливается больше углеводов в печени и они теряют вес. Меняется также и состав их желудочно-кишечной микробиоты — авторы исследования обнаружили повышения числа бактерий, которые вызывают ослабление организма, и считают, что это может привести к изменениям в развитии и жизнеспособности рыб. А кроме того выяснилось, что антидиабетическое средство активирует у желудочных бактерий кумжи ген, вызывающий заболевания, что также негативно сказывается на их здоровье.