Организм может вырабатывать антитела к опиоидам

Американские учёные из Висконсинского университета в Мадисоне выяснили, что пациенты, длительное время принимающие опиоидные анальгетики, начинают вырабатывать антитела к этим препаратам.
Организм может вырабатывать антитела к опиоидам

В попытках объяснить некоторые побочные эффекты длительного употребления опиоидных анальгетиков, американские учёные взяли образцы крови у 19 добровольцев с сильными болями в пояснице, которым были прописаны соответствующие препараты. У 10 из них обнаружились антитела, способные связываться с оксикодоном и гидрокодоном, которые являются популярными полусинтетическими опиоидами. Их количество напрямую зависело от срока употребления обезболивающих.

Сами по себе эти молекулы слишком малы для того, чтобы запустить иммунный ответ, отвечают учёные, однако они способны модифицировать определённые белки крови, на присутствие которых может реагировать иммунитет. Эксперименты ещё продолжаются, поэтому их результаты носят предварительный характер ввиду небольшой выборки. Образцы крови были получены у троих пациентов, страдающих болями, но не принимающих опиоиды.

Тем не менее, считают специалисты, если производство антител действительно запускается, этим можно объяснить некоторые побочные эффекты длительного приёма опиоидов – к примеру, гипералгезию, повышенную чувствительность к боли. Вероятно, повреждённые такими препаратами белки вызывают хроническое воспаление. Кроме того, наличие антител может снижать эффективность лечения аддикции вакцинацией.

Разработка «прививки» от опиоидов ведётся уже не первый год – такие препараты должны запускать в организме производство иммуноглобулинов G (IgG), которые связывают и нейтрализуют опиоиды, снижая психоактивные эффекты от их приёма. Однако у людей, у которых отмечена «самостоятельная» выработка антител, производятся не такие эффективные и долгоживущие иммуноглобулины M (IgM), наличие которых затрудняет запуск выработки IgG.