Восстанавливать нервную ткань предложили с помощью гидрогелей

Пектиновые гели могут выступить в роли «транспорта» для доставки лекарств и среды для выращивания тканей и органов.
Восстанавливать нервную ткань предложили с помощью гидрогелей
Medical Xpress

Специалисты Школы биомедицины Дальневосточного федерального университета (ШБМ ДВФУ) создали имплантируемые гидрогели, созданные из растительных полисахаридов-пектинов. С помощью биоинженирии учёные модернизировали пектины, создав растительные углеводные материалы — их можно использовать для восстановления нервной ткани, повреждённой злокачественной трансформацией при развитии опухолей мозга, при травмах и нейродегенеративных болезнях, приводящих к гибели или потере функциональной активности клеток и их окружения.

«Некоторые варианты наших внеклеточных матриксов-гидрогелей способны подавлять размножение клеток глиомы, злокачественной опухоли головного мозга, а их химические модификации можно использовать, чтобы сохранять потенциал нормальных нервных стволовых клеток, "консервировать" их в недифференцированном состоянии, сохраняя их жизнеспособность и потенциал на будущее. Это интересно для развития клеточных биотехнологий регенеративной медицины. Безусловно, биоинженерные решения, связанные с применением внеклеточных матриксов из пектинов, нуждаются в тщательной проверке.

Однако мы рассчитываем, что в перспективе наши гидрогели можно будет имплантировать в область резекции опухоли мозга, чтобы убивать оставшиеся после операции опухолевые клетки, одновременно сохраняя потенциал здоровых клеток для дальнейшего восстановления. Имплантированный после удаления опухоли матрикс с преобладанием углеводного компонента не только сдержит рост и распространение клеток, но и прекрасно подойдет в качестве средства доставки высокотоксичных лекарств. Такие лекарства будут высвобождаться из него постепенно, нанося меньший вред организму в целом, и убивая оставшиеся опухолевые клетки. На следующем этапе, чтобы стимулировать регенерацию и рост отростков нервных клеток, можно посредством инъекции имплантировать в прооперированную область более жёсткий матрикс, включающий большую долю белков», — заявил руководитель исследовательской группы, заместитель директора по развитию ШБМ ДВФУ Вадим Кумейко.

Результаты работы специалистов ДВФУ опубликованы в научном журнале International Review of Neurobiology. Российские учёные намерены в дальнейшем выяснить, как состав пектинового матрикса влияет на скорость высвобождения лекарств, какое сочетание углеводных и белковых компонентов обеспечит восстановление нервной ткани без рубцов и характерной для опухолевой ткани чрезмерной плотности.