Ученые отследят эволюцию фруктов и овощей по картинам художников

Биолог Ив Де Смет из Центра биологии систем растений в Бельгии VIB-UGent и бельгийский лектор по истории искусств Дэвид Вергаувен изучают фрукты и овощи, изображенные на картинах. Так они выясняют, как растения развивались на протяжении сотен, если не тысяч, лет. Ученые назвали этот подход артгенетикой.
Ученые отследят эволюцию фруктов и овощей по картинам художников

«Растительная пища рисовалась тысячами художников на протяжении веков, что позволяет наблюдать эволюцию форм и цветов современных продуктов, — написали они в статье, опубликованной в журнале Trends in Plant. — Анализ картин поможет выяснить, когда и где появились конкретные сорта, насколько они распространены и какая корреляция существовала между пищевыми предпочтениями, торговыми путями и недавно завоеванными землями.»

Работа началась с обсуждения картины маслом Франса Снайдерса «Фруктовая лавка», выставленной в петербургском музее. Исследователи попытались идентифицировать все фрукты, которые выливались из корзин продавца на изображении. Среди них была найдена одна очень странная дыня. Вергаувен предположил, что именно так раньше выглядели все дыни, а Де Смет заявил, что, возможно, художник был просто профаном в рисовании фруктов. Но Вергаувен заверил, что Снайдерс был очень талантлив, после чего исследователи решили использовать картины для изучения эволюции растений.

В своей статье ученый и искусствовед пишут, что картины и скульптуры можно считать «крупнейшей в мире исторической базой данных» фруктов и овощей, а также орехов, семян, зерновых и бобовых. Кроме того, изучение произведений искусства дешевле и доступнее археологических исследований и не зависит от контекста и языковых особенностей.

Главная проблема нового подхода — низкое разрешение изображений в онлайн-каталогах некоторых музеев, а также отсутствие ключевых слов, необходимых для поиска картин с фруктами и овощами. Поэтому исследователи обратились ко всем с просьбой присылать им фотографии картин с описаниями, чтобы они могли создать свою собственную базу данных и разместить ее в открытом доступе. Но, пожалуй, не стоит присылать гигантскую клубнику Босха, лежащую на группе людей.

Картина Босха