Новое открытие показало, как прячутся черные дыры

Ученые обнаружили почти тридцать сверхмассивных черных дыр, которые изначально были неправильно идентифицированы.
Новое открытие показало, как прячутся черные дыры
NAOJ

Команда исследователей во главе с Эрини Ламбридес из Университета Джона Хопкинса в Балтиморе (штат Мэриленд, США) обнаружила 28 сверхмассивных черных дыр на расстоянии 5 миллиардов световых лет, которые маскировались под другие космические объекты. Сделано это было с помощью трех телескопов — рентгеновской обсерватории «Чандра», а также космических телескопов «Хаббл» и «Spitzer».

«При помощи нового способа идентификации мы обнаружили множество затененных сверхмассивных черных дыр, которые в ходе более ранних наблюдений были приняты за другие объекты», — говорит Ламбридес. — Мы хотели бы заявить, что это мы их нашли, но эти гигантские черные дыры были там все время — их просто неправильно идентифицировали».

Эти сверхмассивные черные дыры прежде считались медленно растущими черными дырами низкой плотности, так как они были скрыты «коконами» из окружающих их пыли и газа. «Это можно считать случаем ошибочного определения типа черной дыры, — говорит соавтор Марко Чиаберже из Научного института космического телескопа в Балтиморе. — Но эти черные дыры очень хорошо умеют скрывать свою суть.»

Скрытые «коконами» сверхмассивные черные дыры
NASA/CXC/Penn State/B.Luo et al

Объекты оказались не просто черными дырами, а сверхмассивными — представителями крупнейшего вида черных дыр. Материал, всасываемый черной дырой, нагревается и испускает излучение в широком диапазоне длин волн, включая рентгеновские лучи, поэтому рентгеновские телескопы оказываются незаменимыми при наблюдении за этими удаленными объектами.

Ламбридес и ее команда сравнили данные с характеристиками растущей черной дыры и предсказали количество рентгеновских лучей, которое должны были испускать объекты. Они обнаружили более низкий уровень рентгеновского излучения, а значит «кокон» газа и пыли, окружающий объекты, примерно в 10 раз плотнее, чем предполагалось ранее.

Следовательно «кокон» высокой плотности блокирует часть рентгеновских лучей, а реальное излучение говорит о том, что наблюдаемый объект не что иное, как сверхмассивная черная дыра.

Результаты этого исследования важны для теоретических моделей, предсказывающих, сколько черных дыр существует во Вселенной, как быстро они могут расти, а также что и как может их скрывать от исследователей.